Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре



Источник: М.: МГППУ, 2006. - 320с.

Автор: Белякова О.Г. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Полнотекст

Одним из основных принципов детской психологии является положение о том, что различные психические процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного обучения и через организацию его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наиболее широкие возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве как важной составляющей пространственных представлений.  Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались такие известные педагоги – исследователи, как А. М. Леушина, М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,  А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, В. В. Данилова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и другие.

В повседневной жизни детей существует множество ситуаций, дающих воспитателю возможность формировать у дошкольников пространственные представления. Во время специально организованных физкультурных занятий также используются специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве. Однако, как отмечают многие исследователи и практики, не существует достаточно стройной системы занятий по овладению детьми пространственных представлений на занятиях по физкультуре, не определены условия их формирования.

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). Она формируется еще в младшем возрасте, но представляется  необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разно­образный практический опыт действования пра­вой и левой рукой. Необходимо закрепить дифференцированный характер сначала таких действий, как держать ложку, карандаш, кисточку в правой руке; левой рукой придерживать тарелку, лист бумаги и т. п., а затем побуждать детей разли­чать руки по названию и самостоятельно имено­вать. Важно закрепить связь между названием ру­ки и характером действий, специфичных для каждой из них (что делает ребенок правой рукой и левой). На обучающих упражнениях следует сопо­ставлять обе руки по названию и характеру дей­ствий. Сравнение ускоряет процесс дифференцирования.

Основное же внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных ча­стей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».  Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка  на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сза­ди—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направ­лениями «направо — налево».

Следует особое внимание обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка слу­жит показателем его знаний об этих отношениях. Это пер­вое условие, способствующее установлению полного соот­ветствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространст­венных отношениях. Для этого выполняются упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных. Третье условие — научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направле­ния: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозна­чений.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

27.09.2016

Квинтино Эас, основатель и директор института им. Выготского (Лиссабон), примет участие в Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века»


27.09.2016

ISCAR 2017 Congress - Call for proposals extended to October 23rd!


27.09.2016

Поздравляем с Днем работников дошкольного образования!



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета –Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2016 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2016 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика