Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Источник: М.: МГППУ, 2006. - 320с.

Автор: Белякова О.Г. 
Рубрика:  Дошкольники 
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail
Комментарии (0)

Полнотекст

Одним из основных принципов детской психологии является положение о том, что различные психические процессы у ребенка можно сформировать путем построения направленного обучения и через организацию его деятельности. Признается очевидным, что двигательная деятельность ребенка представляет собой наиболее широкие возможности для развития у дошкольников ориентировки в пространстве как важной составляющей пространственных представлений.  Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались такие известные педагоги – исследователи, как А. М. Леушина, М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,  А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, В. В. Данилова, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго и другие.

В повседневной жизни детей существует множество ситуаций, дающих воспитателю возможность формировать у дошкольников пространственные представления. Во время специально организованных физкультурных занятий также используются специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве. Однако, как отмечают многие исследователи и практики, не существует достаточно стройной системы занятий по овладению детьми пространственных представлений на занятиях по физкультуре, не определены условия их формирования.

В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). Она формируется еще в младшем возрасте, но представляется  необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разно­образный практический опыт действования пра­вой и левой рукой. Необходимо закрепить дифференцированный характер сначала таких действий, как держать ложку, карандаш, кисточку в правой руке; левой рукой придерживать тарелку, лист бумаги и т. п., а затем побуждать детей разли­чать руки по названию и самостоятельно имено­вать. Важно закрепить связь между названием ру­ки и характером действий, специфичных для каждой из них (что делает ребенок правой рукой и левой). На обучающих упражнениях следует сопо­ставлять обе руки по названию и характеру дей­ствий. Сравнение ускоряет процесс дифференцирования.

Основное же внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных ча­стей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».  Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка  на собственном теле. Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сза­ди—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направ­лениями «направо — налево».

Следует особое внимание обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка слу­жит показателем его знаний об этих отношениях. Это пер­вое условие, способствующее установлению полного соот­ветствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространст­венных отношениях. Для этого выполняются упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных. Третье условие — научить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направле­ния: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозна­чений.

Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.
Смотрите также:

Статьи
Чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.

Новости Childpsy

04.04.2014

Полнотексты диссертационных исследований


25.03.2014

Авторефераты диссертационных исследований по психолого-педагогическому направлению


07.03.2014

Новинки Электронной библиотеки МГППУ




Каталоги


Медиатека

Все ролики

Персоналии


Общение


Наши партнеры


Факультет "Психология образования"


Центр игры и игрушки

Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru