Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки

Диссертант: Шкаликов Вячеслав Леонидович
Год защиты: 1989
Ученая степень: кандидат психологических наук
Научный руководитель: Шадриков В.Д.
Ведущее учреждение: Ленинградский государственный университет
Место выполнения: Ярославский государственный университет
Оппоненты: Бодров В.А., Стрелков Ю.К.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

ШКАЛИКОВ Вячеслав Леонидович

ИЗУЧЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОСТИ И ГЕТЕРОХРОННОСТИ ОСВОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы. КПСС и Советское правительство на всех этапах общественного развития, особенно в эпоху научно-технического прогресса, постоянно уделяли и удаляют внимание необходимости совершенствования профессиональной подготовки кадров по рабочим профессиям, подготовки высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства. В партийно-правительственных постановлениях '"О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышения ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров" от II мая I984 года, "О реформе общеобразовательной и профессиональной школы", в решениях ХХVII съезда КЦСС, материалах февральского 1988 года Пленума ЦК КПСС указывалось на необходимость улучшения качества подготовки рабочих кадров как в средних профтехучилищах системы профтехобразования, так и в системе подготовки и повышения квалификации на производстве. Это позволит существенно изменить профессионально-квалификационый состав рабочих в плане повышения их профессионального мастерства, что само по себе является существенным для повышения производительности и качества труда в условиях его интенсификации.

Особое значение проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в период перестройки приобретает в связи с резким повышением требований к качеству выпускаемой продукции, которое может быть обеспечено только мастерами своего дела на каждом участке работы. Основы профессионального мастерства закладываются, как известно, еще на начальных этапах освоения профессии. При этом очень важно, чтобы процесс обучения строился на основе научных данных, на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Исследование закономерностей освоения трудовой деятельности как ведущей формы активности человека имеет большое научно-теоретическое и прикладное значение.

Теоретическая значимость исследования определяется его направленностью на дальнейшее развитие психологической теории профессиональной подготовки, недостаточной разработанностью закономерностей неравномерности и гетерхронности формирования психологической системы деятельности, раскрытием взаимосвязи обучения и развития применительно к трудовой профессиональной деятельности.

Практическая значимость разработки указанной проблемы заключается в возможности повышения эффективности профессиональной подготовки кадров по рабочим профессиям, совершенствования организации производственного обучения на основе учета закономерностей неравномерности и гетерохронности освоения профессиональной деятельности. Раскрытые закономерности позволяют по-новому обосновать необходимость индивидуального подхода к обучающимся.

Цель настоящей работы заключается в исследовании психологических факторов, определяющих неравномерность и гетерохронность освоения конкретной профессиональной деятельности.

Основными задачами работы являются:

I. Психологический анализ конкретной профессиональной деятельности с целью установления основных профессионально важных качеств, специальных профессиональных способностей, обусловливающих успешность деятельности в обучении.

2. Выявление неравномерности и гетерохронности освоении профессиональной деятельности как структуры одновременно формирующихся действий.

3. Выявление неравномерности и гетерохронности развития профессиональных способностей в процессе освоения деятельности.

4. Исследование профессиональных способностей как фактора, обусловливающего неравномерность и гетерохронность освоения профессиональной деятельности.

5. Исследование взаимосвязи успешности освоения деятельности и развитая специальных профессиональных способностей.

Научная новизна. В работе впервые сформулирована и экспериментально подтверждена гипотеза о том, что одной из основных причин неравномерности и гетерохронности процесса освоения профессиональной деятельности является динамика развития профессиональных способностей в процессе обучения. На примере конкретной профессии экспериментально подтверждено одно из основных методологических положений советской психологической науки - положение о взаимосвязи обучения и развития применительно к процессу освоения трудовой профессиональной деятельность. Показана динамика взаимосвязи эффективности деятельности и развития профессиональных способностей в процессе производственного обучения. На начальных этапах обучения указанные факторы связаны нелинейной зависимостью. По мере накопления профессионального мастерства эта связь приближается к линейной, прямопропорциональной.

Практическая ценность. На основе выявленных в результате психологического анализа деятельности электросварщика ручной дуговой сварки, избранной в качестве объекта исследования, специальных профессиональных способностей подобраны и апробированы методики диагностики уровня их развития, которые могут быть использованы в практике профессионального консультирования, при подборе, обучении в прогнозировании успешности деятельности специалистов-электросварщиков.

Результат исследования и выводы, сформулированные в работе могут быть использованы в целях совершенствования организации профессиональной подготовки электросварщиков на основе учета неравномерности и гетерохронности освоения профессиональной деятельности

Полученные в работе результаты позволяют по-новому научно обосновать необходимость реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе их профессиональной подготовки со стороны ее временной организации.

Апробация работы. Материалы диссертации сообщались и обсуждались на V-м (Москва, 1977) и У1-м (Москва, 1983) Всесоюзных съездах Общества психологов СССР; научно-практической конференции "Психологические проблемы профессионально-технического образования" (Ереван, 1977); на V-й (Ленинград, 1979) и V1-й (Ленинград, 1984) Всесоюзных конференциях по инженерной психологии; на заседании лаборатории психологии труда Института психологии АН СССР (1984); на заседании кафедры психологии труда и инженерной психологии Ярославского университета (1988).

Диссертация апробирована на расширенном заседании лаборатории психологии труда Института психологии АН СССР (1988).

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из факторов, обусловливающих неравномерность и гетерохронность освоения профессиональной деятельности как структуры отдельных действий, является неравномерный и гетерохронный характер развития профессиональных способностей, реализующих деятельность в процессе обучения.

2. Диалектика взаимосвязи успешности профессиональной деятельности и развития профессиональных способностей в процессе освоения профессии носит неоднозначный разнонаправленный характер, проявляющийся в том, что на начальных этапах обучения специальные особенности обусловливают успешность деятельности, а по мере повышения профессионального мастерства усиливается влияние требований деятельности на развитие способностей, Противоречие, возникающее на определенных этапах обучения, между требованиями деятельности и уровнем развития профессиональных способностей является причиной, движущей силой их развития.

Внедрение результатов исследования. Результаты, полученные в исследовании, внедрены в Брянском институте транспортного машиностроения при разработке методики и аппаратуры профотбора и обучения электросварщиков; в Ярославском ОПТУ № 12 ври диагностике профессиональных способностей учащихся-электросварщиков, чтении курса "Специальная технология" по программе подготовки электросварщиков, обучении практическим навыкам и приемам электросварочных работ.

Материалы диссертации используются в читаемых на факультете психологии Ярославского университета курсах: "Психология труд", "Психологический анализ деятельности", "Психологические основа подготовки кадров".

Публикации. Основное содержание диссертаций отражено в 9 опубликованных работах.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 146 страницах машинописного текста, содержит 16 рисунков, 12 таблиц и 14 приложений. Список литературы содержит 301 наименования.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки рабочих кадров на основе изучения закономерностей процесса освоения деятельности, формулируется цель и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе изложены материалы обзора специальной литературы по проблеме неравномерности к гетерохронности развития и обучения, приведены данные, иллюстрирующие неравномерность и гетерохронность развития психики и составляющих её компонентов в процессе онтогенеза, индивидуальные различия к неравномерность в усвоении знаний, неравномерность и гетерохронность формирования профессиональных умений и навыков.

Одним из первых в четкой и последовательной форме проблему гетерохронии развития поставил П.К. Анохин в учении в системогенезе. Принцип гетерохронный /разновременной/ закладки компонентов функциональной система он полагал важнейшим принципом системогенеза как общей закономерности развития головного мозга /П.К.Анохин, 1975/.

Значительный вклад в выявление и анализ фактов неравномерности и гетерохронности развития психики в онтогенезе, отдельных психических процессов и функций был сделан исследованиями Б.Г. Ананьеве, и его сотрудников /Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова, Л.Н. Грановская, А.А. Грищенко-Розе, Л.А. Головей, Н.Г. Зырянова, Л.Н. Фоменко, Я.И. Петров, Л.А. Баранова и др./. Б.Г. Ананьев обобщил и проанализировал многочисленные данные, подученные разными авторами, результаты своих собственных исследований по неравномерности и гетерохронности развития характеристик сенсорно-перцептивной сферы, мнемических и интеллектуальных функций, а также показал, что аналогичные закономерности имеют место и при становлении личности в процессе социализации.

Данные неравномерного и гетерохронного развития мнемических функций в зависимости от возраста отмечались в работах А.Н.Леонтьева (1931, 1959), Л.В. Занкова (1949), П.И. Зинченко (1954,1961), А.А. Смирнова (1948, 1959).

На неравномерность и гетерохронность возрастного и индивидуального развития способностей указываю; в своих исследованиях Н.Е. Лейтес (I960, 1971), А.Г. Ковалев (1970), В.А. Крутецкий (1972, 1976), Л.А. Венгер (1976) и другие.

В целом ряде работ указывается на неравномерность в гетерохронность возрастного развертывания нейродинамических характеристик, отдельных свойств типа нервной системы (В.Э. Лудновский,1963; Н.С. Лейтес, 1966; Б.Г. Ананьев, 1968) и темперамента (В.С. Мерлин, 1964; Э.И. Маствилискер, 1973; А.А. Коротаев, 1974; Р.И. Аллагулов, 1971, 1975).

Анализ работ по проблеме неравномерности и гетерохронности развития психики в онтогенезе показывает, что отмеченные факте неодинакового, асинхронного и разновременного развития имеют место как в развитии относительно элементарных, так и наиболее сложных высших психических функций, процессов, свойств личности. Это позволяет отнести неравномерность и гетерохронность к числу общих закономерностей психического развития.

Развитие психических процессов и функций протекает в тесной связи с приобретением общественного опыта в связи с научением и обучением. Большой вклад в разработку положения о взаимосвязи развития, их обучения, их диалектического единства при ведущей роли обучения сделан советскими психологами Л.С. Выготским (I960), Г.С. Костюком (1964), Л.В. Занковым с сотрудниками (1975), Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской (1966), Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым (1966, 1972) в др. Экспериментальная проработка указанного положения осуществлялась в основном в рамках возрастной и педагогической. Это позволило отечественной психологической науке достичь определенных успехов в области обучения школьников усвоению званий. Не менее важное значение указанное положение имеет для теории и практики профессиональной подготовки, производственного обучения. Однако анализ литературы показывает, что по существу мы не имеем его глубокой экспериментальной проработки применительно к процессу освоения профессиональной деятельности.

Диалектическое единство развития в обучения позволяет утверждать, что и закономерности, лежащие в основе развития, в частности, его неравномерность и гетерохронность, являются характерными и для процессов научения и обучения, в том числе и для процесса освоения профессиональной деятельности. Однако, как показывают литературные данные, в большинстве из существующих теорий обучения его динамика сводится к усредненной асимптотической экспоненциальной кривой зависимости эффективности обучения от числа проб или упражнений (Г. Эббингауз, 1965; З. Торндайк, 1935; К. Халл, 1943; Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кротерс, 1969 и др.).

Одним из первых факты нарушения монотонного асимптотического характера процесса обучения обнаружили Брайен (Bryen) и Хaртер (Harter), которые в I896 году при экспериментальном изучении процесса обучения телеграфистов выявили на кривой обучения промежуточную площадку (плато). Эта эксперименты описаны Р. Вудвортсом, который сам на основе обобщения большого числа экспериментальных данных выделяет на кривой обучения несколько плато: начальное, промежуточное и конечное (Р. Вудвортс, 1950).

Среди отечественных авторов изменчивость, вариативность освоения деятельности, когда в процессе обучения наблюдалось не только непрерывное совершенствование, улучшение осваиваемых навыков, но ах стабилизация в отдельные периоды и даже временное ухудшение отмечались Н.И. Шпильрейном (1926), К.К. Платоновым и Л.М. Шварц (1948). В.В. Чебышевой (1955, 1958), Б.Ф.Ломовым (1959, 1963), К.С. Точиловым (1956, 1967), Б.М. Янкелевичем (1968), А.Г. Новиковым (1973), В.Ф. Вендой (I960, 1983), В.Д. Шадриковым (1374, 1980. 1982) и др.

Значительное место вопросы индивидуальной динамики, вариативности показателей эффективности деятельности в процессе обучения занимает в исследованиях, посвященных проблеме формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности (Е.А. Климов, 1959, 1969; В.С. Мерлин, Е.А Климов, 1967; Л.А. Копытова,1965; А. И. Сухарева, 1966; М.Р.Щукин, 1964; В.М. Щадрин, 1967 и др.).

Проблема неравномерности в гетерохронности освоения деятельности как структура отдельных действий в наиболее последовательной форме поставлена В.Д. Шадриковым (1974, 1980, 1982). Рассматривая деятельность в системных позиций, а процесс ее освоения как формирование психологической системы деятельности (ПСД), он обосновал неравномерность и гетерохронность как важнейшие закономерности системогенеза профессиональной деятельности, которые необходимо учитывать при научно обоснованной разработке программ обучения. Однако установление факта неравномерного и гетерохронного освоения деятельности является лишь первым шагом познания закономерностей процесса профессиональной подготовки. Следующим шагом я указанном направлении является исследование факторов, детерминирующих проявление выявленных закономерностей. Нами была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой в качестве одного из таких факторов может выступать динамика развитая профессиональных способностей, реализующих деятельность в процессе обучения.

Во второй главе проводится обоснование выбора модели профессиональной деятельности, в качестве которой избрана деятельность электросварщика ручной дуговой сварки (РДС), приводятся данные профессмографического описания деятельности сварщика РЖС и на основе ее логико-психологического анализа выявляются предполагаемые профессионально важные качества на уровне психических процессов и психомоторики, которые могут быть отнесены к специальным профессиональным способностям специалиста-электросварщика.

Выбор профессии обусловлен ее большой распространенностью и народнохозяйственной значимостью во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта, необходимостью существенного повышения качества подготовки специалистов-электросварщиков, богатым психологическим содержанием профессии, которая требует от человека определенных профессиональных способностей, профессионально важных качеств.

Несмотря на значительный интерес, который представляет профессия электросварщика РДС с психологической стороны, долгие время она не являлась предметом исследований специалистов в области психологии труда. В доступной нам отечественной и зарубежной литературе мы не обнаружили достаточно полного и подробного психологического анализа деятельности электросварщика. В связи о этим на основа технологического описания профессиональной деятельности электросварщика РДС, наблюдения за работой, опроса электросварщиков-профессионалов и учащихся-электросварщиков, анализа документации и специальной литературы, изучения наиболее типичных ошибок и видов брака нами было выполнено профессиографическое исследование данной деятельности.

Психологический анализ деятельности показал, что электросварщику необходимо обладать хорошей цветовой и слуховой дифференциальной чувствительностью для различений оттенков цвета в сварочной ванне и звуковых характеристик сварочной дуги, развитой проприоцептивной чувствительностью для того, чтобы улавливать сигналы от работающих мышц и связок. Внимание должно быть устойчивым, концентрированным в зоне образования сварного соединения и одновременно хорошо распределенным, допускающим возможность контроля множества параметров режима сварки. Большое значение в профессии электросварщика имеет моторная сфера в опорно-двигательный аппарат. Выполняемые концом электрода движения по формированию сварного шва требуют высокой точности, равномерности и ритмичности, что достанется за счет хорошей зрительно-двигательной координации, низкой выраженности статического и динамического тремора рук, точности глазомерных оценок, высокой мышечно-суставной чувствительности, хорошо развитой памяти на движения малой амплитуды. Важным свойством двигательной сферы электросварщика является статическая выносливость мышц, поддерживающих рабочую позу. Сварщику необходимо обладать хорошо развитой образной памятью: двигательной, слуховой, а также памятью на цветовые образы. Мыслительная деятельность электросварщика при выполнении сварного соединения непосредственно вплетена в практическую деятельность и связана с оценкой важности, значимости поступающей производственной информации и выработкой на ее основе решений по внесению необходимых корректив в процесс сварки. В этих условиях профессионально важным может оказаться так называемое наглядно-действенное мышление. Кроме того, труд электросварщика, как труд любого современного рабочего требует и общей технической сообразительности.

Указанные особенности психических процессов и психомоторики могут быть отнесены к профессиональным специальным способностям электросварщика РДС. Для того, чтобы доказать правомерность такого отнесения нами было проведено экспериментальное исследование профессионально важных качеств электросварщика.

В третьей главе приводятся данные экспериментального исследования профессионально важных качеств электросварщика РДС с целью экспериментальной проверки выделенных на предварительном этапе специальных профессиональных способностей и выявления наиболее значимых из них для разных категорий специалистов: электросварщиков-профессионалов и учащихся-электросварщиков на разных этапах освоения профессии. В результате выявлены основные ведущие и базовые профессионально важные качества, обусловливающие эффективность выполнения профессиональной деятельности в разные периоды профессионализации. На основе лонгитюдинального катода показана динамика уровневых в структурных характеристик профессионально важных качеств учащихся-электросварщиков в течение шести месяцев освоения профессии.

Экспериментальная проверка психограммы электросварщика РДС осуществлялась путем установления взаимосвязи успешной профессиональной деятельности электросварщиков-профессионалов в учащихся ПТУ на разных этапах обучения с уровнем развития индивидуально-психологических характеристик психологических процессов и психомоторики, которые в результате предварительного профессиографического описания были отнесены к профессионально важным. Измерение уровня развития профессионально важных качеств проводилось с помощью батареи из 15 тестовых методик, подобранных с учетом содержания и специфики деятельности электросварщика. В эксперименте участвовали 32 электросварщика-профессионала разного уровня профессионального мастерства и группа учащихся ПТУ в количестве 15 человек, обучающихся по профессии электросварщика РДС. У квалифицированных электросварщиков было выполнено однократное психодиагностическое обследование по измерению уровня развития профессионально важных качеств, у учащихся ПТУ исследование проводилось лонгитюдинальным методом в течение 6 месяцев в динамике освоения профессии: в начале обучения (I серия), через два месяца (П серия), через четыре месяца (Ш серия) и через шесть месяцев обучения (Ⅳ серая).

Оценка профессиональной успешности электросварщиков-профессионалов осуществлялась по ряду объективных показателей (уровню профессиональной квалификации, стажу работы, проценту выполнения производственных аланов за последний год работы) и по данным экспертного опроса. Успешность деятельности учащихся ПТУ оценивалась мастером производственного обучения, непосредственно ведущим занятия, и группой экспертов по качественным характеристикам контрольных сварных швов в пятибалльной системе.

В исследовании осуществлялась математико-статистическая обработка полученных результатов, для чего использовался аппарат многомерного корреляционного анализа матриц интеркорреляции, включающих все парные коэффициенты корреляции между рядом показателей, характеризующих уровни развития ПВК и показатели эффективности деятельности. Достоверность полученных данных и значимость различий между выборочными средними оценивалась с помощью критерия t –Стъюдента.

Результаты психодиагностического обследования электросварщиков-профессионалов по отношению к данным учащихся-электросварщиков рассматривались как эталонные, отражающие относительно высокий уровень сформированности подсистем профессионально важных качеств, обеспечивающий высокую успешность деятельности. Экспериментальная проверка психограммы, выполненная на выборке электросварщиков-профессионалов показала, что в состав наиболее значимых психологических качеств вошли II из 15 выделенных на предварительном этапе: слуховая и цветовая образная память (СОП и ЦОП), равномерность и точность движений (РД и ТД), дифференциальная слуховая и цветовая чувствительность (СДЧ и ЦДЧ), проприоцептивная чувствительность мышц рабочей руки с памятью на движения малой амплитуды (ПЧ), точность глазомерных оценок (ЛГ), распределяемость внимания (РВ), зрительно-двигательная координация (ЗДК) и выраженность динамического тремора рук (ДТ). Анализ матрицы интеркорреляций профессионально важных качеств представителей данной группы и построенной на ее основе корреляционной плеяды, отражающей взаимосвязи качеств друг с другом свидетельствует о том, что структура ПВК электросварщиков-профессионалов представляет собой сложное высокоинтегрированное образование с большим количеством статистически значимых взаимосвязей. В работе содержатся данные, позволяющие дать количественную оценку структурных особенностей подсистемы ПВК квалифицированных электросварщиков.

Результаты экспериментального исследования профессионально важных качеств учащихся ПТУ в динамике освоения профессии показывают, что при этом, прежде всего, происходит увеличение количества индивидуально-психологических характеристик, значимо коррелирующих с успешностью деятельности от пяти в начале освоения профессии до II через 6 месяцев обучения. Отмечаются определенные изменения состава профессионально важных качеств учащихся-электросварщиков. В начале обучения значимо коррелирующими с успешностью деятельности являются устойчивость внимания (УВ) и характеристики психомоторики (РД и ТД). На последующих этапах, наряду со свойствами психомоторики, в качестве значимых выступает особенности сенсорной сферы; дифференциальная цветовая чувствительность (ЦДЧ) и проприоцептивная чувствительность с памятью на движения малой амплитуды (ПЧ). Важное значение по мере освоения профессии приобретает способность к хорошему распределению внимания (РВ). Среди ведущих ПВК у учащихся ПТУ выделяются особенности интеллектуальной сферы - общая техническая сообразительность (ТМ) и наглядно-действенное мышление (НДМ), не отмечавшиеся в качестве значимых у квалифицированных сварщиков.

Полученные данные показывают, что по мере освоения профессии под влиянием профессиональной деятельности происходит прогрессивное развитие профессионально важных качеств, причем этот процесс носит отчетливый неравномерный и на каждом этапе гетерохронный характер. Это проявляется в том, что наряду с периодами прогрессивного развития ПВК отмечаются периоды относительной стабилизации (плато) и некоторого регресса в развитии ряда качеств. Темпы развития ПВК под влиянием профессиональной деятельности в процессе обучения неодинаковы.

Анализ матриц интеркорреляций профессионально важных качеств учащихся-электросварщиков в построенных на их основе корреляционных плеяд доказывает, что по мере освоения профессии осуществляется определенные структурные перестройки в подсистеме ПВК. Эти изменения выражаются в увеличении общего числа интра - и интерфункциональных связей профессионально важных качеств между собой, повышением их тесноты в значимости, - что свидетельствует о прогрессивной интеграции подсистемы ПВК, оптимизации психологического обеспечения деятельности в направлении достижения максимально полезного результата. В работе представлены количественные данные, отражающие динамику структурных изменений в подсистеме ПВК учащихся- электросварщиков в ходе обучения. Полученные данные показывают, что указанные изменения отличаются неравномерностью и гетерохронность: имеется периоды более интенсивных и значительных изменений, периоды относительной устойчивости, стабильности подсистемы и периода относительного временного регресса.

Сопоставление результатов экспериментального исследования профессионально важных качеств электросварщиков-профессионалов и учащихся ПТУ после 6 месяцев обучения по профессии показывает, что подсистема ПВК у учащихся-электросварщиков в основных своих чертах формируется уже к концу нормативного периода производственного обучения. Наиболее существенные различия на этапе реализаций деятельности отмечаются в представленности мнемического (у профессионалов) и интеллектуального (у учащихся ПТУ) блоков качеств. Имеются различия в структурных характеристиках подсистем ПВК, которая у квалифицированных сварщиков является более сложной, с большим количеством и большей теснотой интеркорреляционных связей по сравнению с подсистемой ПВК учащихся ПТУ.

Результаты, полученные в данной части работы, в принципиальных моментах совпадают с данными, полученными в ряде других исследовании (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, 1979; Р.В. Шрейдер, 1980, 1981; А.В. Карпов, I980 и др.), что, по нашему мнению, свидетельствует о наличии общих закономерностей динамики уровня развития и структуры ПВК, которые имеют место в процессе профессиональной подготовки. К таким закономерностям, в частности, относятся неравномерность и гетерохронность формирования подсистемы ПВК в процессе освоения профессии.

В четвертой главе излагаются результаты экспериментального исследования неравномерности и гетерохронности освоения профессиональной деятельности как структуры одновременно формирующиеся действий. На уровне среднегруппового и индивидуального анализа показаны конкретные проявления неравномерности и гетерохронности освоения деятельности и отдельных действий, а также развития специальных профессиональных способностей учащихся-электросварщиков по мере освоения профессии. Приводятся данные, характеризующие динамику взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности в процессе обучения и развития профессиональных способностей обучающихся. На основе использования адекватного математического критерия показано, что неравномерность и гетерохронность освоения деятельности обусловлены, прежде всего, динамикой развития профессионально важных качеств. Полученные в работе данные позволили сделать вывод о том, что движущей силой развития профессиональных способностей является противоречие между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных качеств.

В процессе экспериментального исследования неравномерности в гетерохронности освоения профессиональной деятельности параллельно с психодиагностическим обследованием группы учащихся ПТУ на разных этапах обучения фиксировались показателя успешности деятельности и отдельных действий в течение 6 месяцев освоения профессии. Оценка осуществлялась мастером производственного обучения и группой экспертов в пятибалльной системе по специально разработанным критериям, учитывающим качественные характеристики сварного шва. Контрольные замеры осуществлялись в начале обучения (I серия), через 2 месяца (Ⅱсерия), через 4 месяца (Ш серия) и через 6 месяцев обучения (Ⅳ серия). За этот срок учащиеся-электросварщики осваивают сварку в четырех различных пространственных положениях сварных швов (нижнем, наклонном, вертикальном и потолочном) по степени нарастания сложности. В результате выполненных замеров получены данные, характеризующие динамику освоения профессиональной деятельности как структуры отдельных одновременно формирующихся действий. Полученные данные показывают, что изменение успешности деятельности на результативном уровне, также как и динамика отдельных действий в процессе обучения носит выраженный неравномерный характер. Это проявляется в изменчивости показателей эффективности, немонотонности их роста на разных этапах освоения деятельности, наличии периодов нарастания успешности, периодов относительного застоя я даже регресса.

При рассмотрении процесса освоения деятельности как структуры одновременно формирующихся действий на первый план выступает гетерохронность их становления, проявляющаяся в отличии в исходных уровнях успешности различных действий, различии в темпах роста показателей успешности отдельных действий, наличии периодов нарастания успешности по одним действиям с относительной стабилизацией или регрессом по другим действиям в те же периоды.

Еще более рельефно неравномерность и гетерохронность освоения профессиональной деятельности как структуры действий проявляется на уровне анализа индивидуальных данных, которые приведены в работе. Примечательным является установленный в исследовании факт, что у учащихся, находящихся по общей успешности в низшей части рангового списка, имеются действия, оценка эффективности которых находится на уровне оценок высокоэффективных учеников. Напротив, у наиболее успешных учащихся есть действия, оценка освоенности которых не превышает оценка наименее успевающих. Это особенно заметно на начальных этапах обучения и свидетельствует о том, что освоение деятельности как структуры действий редко осуществляется в направлении роста успешности по всей ее элементам. Чаще всего сначала достигается определенный уровень исполнения по одним действиям, а потом с большей эффективностью осваиваются другие действия при относительной стабилизации или незначительном регрессе первых.

Очевидно, что выявленные в эксперименте изменения в эффективности профессиональной деятельности и отдельных действий у учащихся-электросварщиков сопровождается определенными изменениями в психологической системе деятельности, в частности, в подсистеме профессионально важных качеств. В третьей главе работы при анализе динамики развития профессионально важных качеств учащихся ПТУ в ходе обучения было показано, что этот процесс отличается выраженной неравномерностью и гетерохронностью. Конкретные проявления неравномерности - изменчивость уровня развития ПВК, наличие периодов относительной стабилизации на отдельных этапах и периодов ускоренного развития. Гетерохронность развития отдельных ПВК проявляется в отличии в исходных уровнях, различии в темпах, скорости развития различных ПВК (по одним качествам наблюдается прогресс в развитии с одновременной стабилизацией или некоторым регрессом в развитии других). Аналогичные и еще более показательные и глубокие проявления неравномерности и гетерохронности в развитии ПВК обнаруживаются при анализе индивидуальных данных, выполненном в работе. Характерным является то, что указанные проявления выявляются как при рассмотрении различных качеств у одних и тех же учащихся, так и при анализе межиндавидуалных различий по одним и тем же качествам у разных учеников.

Таким образом, изменение успешности деятельности и отдельных действий у учащихся ПТУ также, как и динамика уровня развития специальных профессиональных способностей в процессе обучения отличается выраженной неравномерностью и гетерохронностью. В соответствии с выдвинутой нами гипотезой, одной из основных причин неравномерности и гетерохронности освоения деятельности выступает динамика развития профессионально важных качеств (специальных профессиональных способностей). Неравномерность и гетерохронность развития ПВК может быть обусловлена изменением требований, которые на разных этапах деятельность предъявляет к психологической организации работника. Для того чтобы показать это, необходимо обратиться к диалектике взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности и развития профессиональных способностей в процессе обучения (внешних и внутренних условий деятельности по С.Л. Рубинштейну). С этой целью данные, полученные в результате проведенного исследования, были обработаны с использованием корреляционного отношения для малых выборок η. Корреляционное отношение, в отличие от традиционно используемых статистических критериев (Пирсона, Спирмена и др.), устанавливающих линейную взаимосвязь между двумя признаками, позволяет охарактеризовать нелинейную зависимость между ними и показать ее направленность.

На рис.1 графически по показателям корреляционных отношений представлены динамика зависимости успешности профессиональной деятельности от уровня развития профессиональных способностей на разных этапах обучения (пунктирная кривая) и динамика обратной зависимости, отражающей влияние характера и содержания деятельности на развитие ПВК (сплошная кривая). Из анализа графиков видно, что величины корреляционных отношений, характеризующие зависимость успешности деятельности от уровня развития ПВК на всех этапах обучения в целом выше показателей корреляционных отношений, отражающих обратную зависимость. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется на начальных этапах освоения деятельности (I и II серии). Различия между указанными величинами относительно большинства профессионально важных качеств статистически значимы. Это свидетельствует о наличии нелинейной связи между эффективностью деятельности и развитием ПВК в указанные периоды. При этом, как показывают полученные данные, эффективность деятельности в значительной степени определяется уровнем развития наличных профессиональных способностей, а неравномерность и гетерохронность освоения деятельности детерминируется динамикой их развития.

Рис.1. Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности и развития специальных способностей учащихся-электросварщиков в начале (а), через два (б), четыре (в), шесть (г) месяцев обучения; сплошная линия отражает зависимость уровня развития ПВК от требований деятельности, пунктирная - зависимость эффективности деятельности ос уровня развития ПВК от требований деятельности, пунктирная - зависимость эффективности деятельности от уровня развития ПВК.

По мере освоения профессии кривые динамики корреляционных отношений, характеризующих прямую и обратную зависимости, сближаются, что свидетельствует о том, что взаимосвязь успешности профессиональной деятельности и развития ПВК приближается к линейной, прямопропорциональной (III и Ⅳсерии). Относительно ряда качеств отмечается инверсия направленности взаимосвязи эффективности деятельности и развития ПВК, что, по нашему мнению, свидетельствует об усилении влияния требований профессиональной деятельности на развитие определенных и важных для данного этапа специальных способностей. При усложнении условий деятельности и увеличении ее трудности (Ш и Ⅳ серии) наличных способностей, наличного уровня развития некоторых из них становится недостаточно для эффективной реализации деятельности. Возникает противоречие между возможностями субъекта и требованиями деятельности, которое, по-видимому, и выступает в качестве причины, движущей силы развития профессиональных способностей. При этом не все способности, профессионально важные качества развиваются в процессе освоения деятельности в одинаковой мере, одновременно. Белее интенсивно развиваются качества, относительно которых обнаруживается указанное противоречие между уровнем их развития и требованиями деятельности. Таким образом, развитие профессиональных способностей в процессе обучения идет по пути все более тонкого приспособления работника (его внутренних условий) к внешним условиям и содержанию деятельности. При этом гетерохронность в развитии профессиональных способностей обусловливается изменением требований, предъявляемых деятельностью к психологической организации работающего человека.

Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы в практике оптимизации профессиональной подготовки. Процесс освоения профессиональной деятельности нужно организовать так, чтобы деятельность носила развивающий характер. Для этого необходимо, чтобы сложность учебных занятий на каждом этапе обучения соответствовала уровню развития специальных способностей обучающихся. При этом важно учитывать неравномерность и гетерохронность освоения деятельности и отдельных ее компонентов и развитая профессиональных способностей, реализующих деятельность. Такой учет возможен за счет временной индивидуализации обучения даже в рамках существующих учебных программ.

В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы основные выводы, которые заключаются в следующем:

1. Процесс освоения профессиональной деятельности как структуры действий и развитие специальных профессиональных способностей носят выраженный неравномерный и гетерохронный характер.

2. Одной из причин неравномерности и гетерохронности освоения деятельности и отдельных действий является динамика развития профессиональных способностей в процессе обучения.

3. Неравномерность и гетерохронность развития профессионально важных качеств обусловливается изменением требований, которые деятельность предъявляет к психологической организации работающего человека.

4. Характер взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности и развития специальных профессиональных способностей в процессе обучения отличается выраженной нелинейностью на начальных этапах с постепенным приближением к линейной зависимости по мере освоения профессии и накопления профессионального мастерства.

5. Диалектика взаимосвязи эффективности профессиональной деятельности в процессе ее освоения и развития профессиональных способностей является неоднозначной и разнонаправленной. На начальных этапах обучения специальные профессиональные способности определяют успешность деятельности. По мере освоения профессии усиливается влияние требований профессиональной деятельности на развитие важных для данного этапа качеств. Движущей силой их развития выступает противоречие между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных профессиональных способностей,

6. При организации профессиональной подготовки и разработке учебных программ производственного обучения необходимо учитывать неравномерность и гетерохронность освоения отдельных действий в структуре профессиональной деятельности путем временной индивидуализации обучения. Время и количество упражнений для отработки каждого действия и каждой темы в процессе производственного обучения нужно устанавливать индивидуально в зависимости от успешности их освоения с учетом уровня развития специальных способностей обучающихся.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Психологический анализ деятельности электросварщика в целях производственного обучения // Проблемы индустриальной психологии. – Ярославль: ЯрГУ, 1977. - C.106-126.

2. Психологический анализ деятельности электросварщика // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. докл. к V Всес. съезду психологов СССР. Ч.1. - М., 1977. - С.134-135,

3. Некоторые психологические возможности повышения эффективности подготовки электросварщиков в ГПТУ // Психологические проблемы повышения качества учебно-воспитательной работы и эффективности профессиональной подготовки учащихся средних ПТУ: Тез. докл. научно-практ. конф. - Ереван, 1977. - С.124-126.

4. Экспериментальное исследование некоторых профессиональных особенностей сенсорной сферы электросварщика // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль; ЯрГУ, 1979. - С.64-75. (В соавт. с С.П.Филипповой).

5. Индивидуально-личностная обусловленность неравномерности и гетерохронности процесса освоения профессиональной деятельности // Проблемы инженерной психологии: Мат. Всес. конф. до инж. психол. Вып.III. - Ярославль, 1979. - С,77-78.

6. Экспериментальное исследование развития профессионально важных качеств у учеников-электросварщиков на начальных этапах освоения профессии // Проблемы индустриальной психологии. - Ярославль: ЯрГУ, 1982. - С.89-I04.

7. О вариативности процесса учения и ее психологических коррелятах // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Ч.П.: Тез. научн. сообщ. советских психологов к Ⅳ Всес. съезду Общества психологов СССР. - М., 1383. – С.335-336.

8. Взаимосвязь эффективности профессиональной деятельности и развития профессионально важных качеств в процессе обучения// Проблемы инженерной психологии: Тез.Ⅵ Всес. конф. по инж. психол. Вып.III. – Л., 1984. – С.329-330.

9. Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения профессиональной деятельности// Психол. журнал. – 1984. - №5. – С.94-103. (В соавт. с В.Д. Шадриковым).



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Купить турка для кофе

Статьи и новости про кофе, рецепты и советы по приготовлению

coffeek.ru


Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru