Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Формирование гуманистической воспитательной системы начальной школы (средствами методики коллективной организаторской деятельности)

Диссертант: Шевченко Андрей Николаевич
Год защиты: 2001
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Научный руководитель: Полонский В.М. Корсунов В.И.
Ведущее учреждение: Институт повышения квалификаци и переподготовки работников народного образования Московской
Место выполнения: Сахалинсикй государственный университет
Оппоненты: Вульфов Б.З. Кутьев В.О.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail
Шевченко Андрей Николаевич

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: Одной из ведущих тенденций развития системы образования в современном обществе является идея его гуманизации. Гуманизация школы предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива. Исходя из этого, целью воспитания становится необходимость развития ценностно-ориентированной личности.

Вопросам гуманизации системы образования посвящены философские, психолого-педагогические и методические исследования последних лет.

Разработаны общие методологические основы гуманизации образования для учащихся среднего и старшего школьного возраста, теоретико-методические вопросы процесса проектирования, создания, развития воспитательных систем общеобразовательных школ (М.Н. Аплетаев, А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, Б.З. Вульфов, А.В. Гаврилин, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, В.О. Кутьев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н. Степанов, Е.П. Шастина и др.), а также теория и практика формирования гуманистической направленности личности старшеклассников (Л.И. Божо-вич, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, Т.Е. Конникова, В.И. Корсунов, Л.Н. Куликова, О.В. Лишин, Л.И. Уманский и др.).

Среди существующих подходов к реализации воспитательных систем одна из наиболее эффективных - методика коллективной организаторской деятельности (О.С. Газман, И.П. Иванов, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, Ф.Я. Шапиро, С.А. Шмаков и др.). Данная методика позволяет выстроить гуманистическую воспитательную систему школы, перестраивая управление школьной жизнью, отношения между всеми участниками, содержание самой деятельности. Вместе с тем, гуманистическая воспитательная система, созданная средствами методики коллективной организаторской деятельности учит детей целостному восприятию мира, воспитывает у них отношение к человеку как к высшей ценности. Однако, несмотря на значимость и актуальность проблемы формирования гуманистической воспитательной системы до сих пор многие ее аспекты применительно к начальной школе остаются мало разработанными. Не разработана ее модель, учитывающая возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, не определены условия применения методики в начальной школе. До сих пор отсутствует алгоритм организации общешкольной деятельности, программа поэтапного формирования гуманистической воспитательной системы для самостоятельной начальной школы. Существующие воспитательные системы недостаточно учитывают процессы социализации и индивидуализации младших школьников.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется противоречием между потребностью практики начальной школы в реализации такой системы и неразработанностью данного вопроса в теории и практике.

Цель исследования: разработка гуманистической воспитательной системы применительно к начальной школе.

Объект исследования: воспитательная система начальной школы.

Предмет исследования: процесс формирования гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

Гипотеза исследования: процесс формирования гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности будет эффективным при следующих условиях: если разработать модель гуманистической воспитательной системы, на основе которой составить программу развития и алгоритм функционирования системы начальной школы; создать условия для актуализации субъектной позиции и индивидуализации младших школьников, обеспечения психологического комфорта для всех учащихся, формирования общественной направленности личности, включения младших школьников в коллективную творческую деятельность.

Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать модель гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

2. Разработать программу поэтапного формирования и алгоритм функционирования модели гуманистической воспитательной системы начальной школы.

3. Определить виды творческих сборов как одного из системообразующих факторов при моделировании гуманистической воспитательной системы начальной школы.

4. Выявить педагогические условия эффективного использования методики коллективной организаторской деятельности в формировании гуманистической воспитательной системы начальной школы.

Методологическую основу исследования составили:

На общефилософском и методологическом уровне мы опирались на работы В.Г. Афанасьева, В.В. Краевского, В.А. Лекторского, Н.Д. Никандрова, В.М. Полонского, В.Н. Садовского, А.И. Уёмова, Ю.А. Урманцева и др.; публикации по вопросам гуманизации общества, начального и среднего образования М.Н. Аплетаева, С.Г. Вершловского, В.В. Давыдова и др.; труды психологов, педагогов и социологов А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.В. Куликовой, А.В. Мудрика, Р.С. Немова, А.М. Сидоркина и др.; концепцию поэтапного социального развития Д.И. Фельдштейна и др.; теоретические разработки в области детского коллектива А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, Л.И. Новиковой; методику коллективной организаторской деятельности О.С. Газмана, И.П. Иванова, В.А. Караковского; теорию школьных воспитательных систем В.А.Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой; публикации по вопросам обучения и воспитания в начальной школе Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, Л.В. Ковинько, Н.П. Лукиной, М.П. Осиновой и др.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе шести школ г. Южно-Сахалинска: в начальной школе № 25, средних школах №№ 2, 5, 10, школе-интернате, Лицее искусств, а также на базе кафедры педагогики СахГУ при работе со студентами первых-третьих курсов. Всего экспериментом (по совокупности всех его этапов) было охвачено более 600 школьников, около 150 студентов и 62 учителя.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, беседы и собеседования с учителями, учащимися и их родителями, изучение и анализ школьной документации, формирующий эксперимент; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.

Исследование проводилось в 1995-2000 гг. и включало 3 этапа.

Первый (теоретический - 1995-1996 гг.) - изучение и анализ состояния проблемы исследования в науке и практике начального образования; определение условий организации и проведения эксперимента; проектирование гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

Второй (экспериментальный - 1997-1999 гг.) - организация и проведение экспериментального исследования; выявление педагогических условий реализации методики коллективной организаторской деятельности в формировании гуманистической воспитательной системы начальной школы; анализ, обработка и обобщение полученных экспериментальных данных.

Третий (корректировочный - 1999-2000 гг.) - обобщение и интерпретация полученных результатов теоретического и экспериментального исследования; обоснование теоретических выводов и положений исследования.

Научная новизна.

1. Разработана модель гуманистической воспитательной системы начальной школы на основе методики коллективной организаторской деятельности, учитывающая возрастные особенности младших школьников, чередование процессов социализации-индивидуализации в предметно-практической деятельности и деятельности по освоению норм человеческих взаимоотношений.

2. Разработан алгоритм общешкольной, деятельности, необходимый для функционирования модели гуманистической воспитательной системы начальной школы, предполагающий последовательное включение учащихся в коллективную и творческую деятельность.

3. Разработана программа поэтапного формирования гуманистической воспитательной системы начальной школы: формирование ценностных ориентации, создание и сплочение актива учащихся, распространение ценностей на школу в целом, закрепление ценностей в традициях.

4. Определены виды творческих сборов (опережающие, обучающие, развивающие, итоговые), объединяющих детей и взрослых на основе общих целей и совместной деятельности при моделировании гуманистической воспитательной системы начальной школы.

5. Выявлены условия (социально-педагогические, психолого-педагогические, методические) эффективного использования методики коллективной организаторской деятельности в формировании гуманистической воспитательной системы начальной школы, позволяющие организовать воспитательное пространство и воспитывающую деятельность на основе самоактуализации личности учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике начального образования, в содержании профессиональной подготовки студентов по дисциплинам кафедры педагогики, а также в качестве конкретных рекомендаций учителям по методике организации и управления процессом формирования гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена адекватностью используемых методов цели и задачам исследования, результатами педагогического эксперимента, результатами качественной и количественной обработки экспериментальных данных и их методического анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию статей и тезисов докладов, выступлениях на научно-методических конференциях по проблеме воспитания, проведения занятий и инструктивно-методических сборов с учителями и студентами, чтение спецкурса в институте усовершенствования учителей, проведение семинаров для организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы общеобразовательных школ при Департаменте образования г. Южно-Сахалинска и области, в международной Лешей школе (г. Сент Албанс, Великобритания), в колледжах и университете (гг. Тусон, Каса-Гранде, Саффорд, Сьерра-Виста, Юма, в штате Аризона, США).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование гуманистической воспитательной системы начальной школы происходит с помощью методики коллективной организаторской деятельности, адаптированной к возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста и обеспечивающей включение школьников в предметно-практическую деятельность и в деятельность по освоению норм человеческих взаимоотношений. Это требует разработки модели гуманистической воспитательной системы начальной школы; программы ее поэтапной реализации; алгоритма функционирования воспитательной системы; выявления и создания условий использования методики.

2. Модель гуманистической воспитательной системы начальной школы включает аксиологический, субъектный, деятельностный, коммуникативный компоненты, обеспечивающие интегративный характер развития системы, в результате которого складывается коллективистский образ жизни школы, формируется благоприятный нравственно-психологический климат.

Аксиологический компонент является ценностно-смысловым ядром воспитательной системы и сориентирован на нравственно-культурные ценности. Субъектный компонент представляет собой разновозрастное объединение учащихся, родителей, педагогического коллектива школы на основе сотрудничества. Существенным признаком деятельностного компонента является использование методики коллективной организаторской деятельности на основе разноцелевых творческих сборов. Коммуникативный компонент связывает все элементы системы в единое целое, обеспечивает её связь с внешней средой.

3. Алгоритм общешкольной деятельности, необходимый для функционирования модели гуманистической воспитательной системы начальной школы, предполагает последовательное проведение коллективных и творческих дел в классах и школе: сборы, чередование традиционных поручений, коллективные творческие дела и игры, заседания Советов командиров, общие собрания.

4. Формирование гуманистической воспитательной системы начальной школы происходит поэтапно, что обеспечивает интериоризацию провозглашенных ценностей в дела и традиции коллектива. На первом этапе формируются ценностные ориентации учащихся и учителей. На втором этапе создается школьный и классный актив учащихся. На третьем этапе ценности, принятые активом, распространяются на всю школу. На четвертом этапе принятые коллективом ценности закрепляются в традициях.

5. Эффективное использование методики коллективной организаторской деятельности происходит при условии: целенаправленного вовлечения учащихся в коллективную творческую деятельность; включения младших школьников в коллективно организованную деятельность в составе малых инициативных групп, организации взаимопомощи, взаимоконтроля, оценки и анализа деятельности с целью формирования гуманистических межличностных отношений и коллективистской общественной направленности личности. Данные условия обеспечивают социализацию-индивидуализацию личности в предметно-практической деятельности и в деятельности по освоению норм человеческих взаимоотношений.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации представлены 12 таблиц и 2 рисунка. Список литературы включает 288 наименований.

Основное содержание исследования.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект и предмет исследования, его гипотеза и задачи, методология и методы исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава "Теоретико-методические основы и пути формирования воспитательной системы школы" посвящена анализу представлений о воспитательной системе, ее структуре и путях формирования. Анализ педагогической литературы (С.Т. Шацкий, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) позволил выявить несколько направлений развития отечественной школы и исходные положения, лежащие в основе современных представлений о детском коллективе, его воспитательных функциях и возможностях. Для прогрессивной русской педагогики конца XIX -начала XX вв. характерно обращение к идеям гуманизации детской среды, культивирование "духа товарищества" и взаимопомощи среди учащихся, стремление к совершенствованию их взаимоотношений с педагогами.

Особенно важными для нас являются работы С.Т. Шацкого, в которых были определены основные признаки детского сообщества, организованного на самоуправленческих началах. Школа рассматривалась как центр воспитания, изучающий и организующий жизнедеятельность детей.

В развитии теории и практики воспитания в 20-30-е гг. большую роль сыграл опыт воспитательных учреждений С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, Одесской школы-коммуны С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана, московской школы имени А.Н. Радищева (директор З.Н. Гинзбург) и других опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР, в которых воплотились общие черты самоуправления, формы его организации, виды и содержание деятельности в зависимости от авторской концепции.

Наиболее значимым для разработки теории и методики создания и сплочения детского коллектива является педагогическое наследие А.С. Макаренко, на основе которого в 40-60 гг. В.А. Сухомлинский, Г.Л. Асеев, Ф.Ф. Брюховецкий, С.В. Иванов, Ю.Л. Касторский, Т.Е. Конникова, Э.Г. Костяшкин, Л.В. Луцкова и Е.Б. Козлов, З.К. Маковкина, М.А. Погодин, Н.С. Панова, Т.С. Панфилова, Л.В. Ремнев и Л.С. Матвеева, Б.Е. Ширвиндт и другие создали различные варианты системы воспитательной работы с ученическим коллективом, каждый из которых отражал дух времени, особенности учреждения и педагогическое кредо ее руководителя. Одновременно с творческими поисками педагогов-практиков проводились исследования, направленные на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и воспитания ученических коллективов; разработку таких принципов и методов воспитания, как педагогическое требование, самоуправление, игра, педагогическая инструментовка деятельности коллектива и др. Таким образом, к 80-90 гг. были созданы теоретические и методические основы воспитательных систем.

Характеризуя структуру и содержание, свойства воспитательных систем, авторы выделяют характерные ее черты: целенаправленность; педагогическая целесообразность; целостность; открытость воспитательной системы (связь с социальной и природной средой); ориентированность на гуманистические ценности; преднамеренность создания воспитательной системы; способность к саморазвитию, самоорганизации и самоуправлению. Воспитательная система характеризуется преобладанием внутренней детерминации процесса над внешней; наличием и разрешением противоречий между хаосом и упорядоченностью, новациям и традициями в жизнедеятельности системы и др. (Е. Н. Степанов).

Воспитательная система школы может успешно функционировать, если она учитывает особенности развития общества и образования. При данных условиях любая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, имеет свою оригинальную (более или менее) воспитательную систему, отличающую ее от других. Непохожесть воспитательных систем определяется типом школы, условиями ее функционирования, составом учащихся, и социальным заказом со стороны родителей, и особенностями среды, воспитательным потенциалом педагогического коллектива и отдельных педагогов.

Вместе с тем, проблема формирования воспитательных систем в начальной школе до сих пор остается наименее разработанной. Во многом это определяется традиционным отношением к начальной школе, как первой ступени школьного образования, призванной дать детям элементарную грамоту. Поэтому приоритетными для нее остаются процессы обучения. Другая составляющая начального образования - эстетическое, нравственное и физическое развитие детей - реализуется также через обучение. Таким образом, начальное образование не раскрывает у многих детей подлинные возможности их развития. В связи с этим, мы считаем построение гуманистической воспитательной системы и в начальной школе особенно важной задачей, обеспечивающей не только предметно-практическую деятельность, но и деятельность по освоению норм человеческих отношений.

Вторая глава "Формирование гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности в условиях экспериментального исследования" представлены процесс и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной автором на протяжении 1995-2000 гг. на базе шести школ города Южно-Сахалинска.

Целью первого этапа опытно-экспериментальной работы стала диагностика учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

В начальной школе № 25 г. Южно-Сахалинска обучалось и воспитывалось 295 учащихся, функционировало 12 классов-комплектов. Наполняемость классов соответствовала норме Типового положения общеобразовательной школы. Учебный процесс в школе осуществлялся и выполнялся по Государственным программам, предусматривающим трехлетнее начальное образование, пятидневное обучение в две смены.

Сравнительный анализ цели и задач, лежащих в основе функционирования начальной школы показал их созвучность и соответствие общей цели, определяемой образовательным стандартом. Воспитательная работа в школе осуществлялась традиционно как внеурочная работа с учащимися, организуемая исключительно педагогическим коллективом без учета интересов учащихся. То есть, воспитательный процесс осуществлялся на основе "объектного" подхода к личности и исключал возможность создания коллектива младших школьников, построенного на основе самоуправления.

Наблюдения взаимоотношений учащихся друг с другом в учебно-воспитательном процессе и проведении традиционных общешкольных мероприятий показали, что одна из проблем в начальной школе — повышенная конфликтность детей, перенос учащимися социальных проблем и образцов поведения взрослых в школьную жизнь. Этот вывод подтвердили данные по изучению групповой сплоченности. В 3-х классах "индекс групповой сплоченности" составил от 0,1 до 0,3; во 2-х классах - от 0,01 до 0,06; в 1-х классах, где учащиеся еще недостаточно хорошо узнали друг друга "индекс групповой сплоченности" условно был принят за ноль.

Подобного рода проблемы можно избежать, научив детей взаимному уважению, общению и сотрудничеству в совместной деятельности. При этом, гуманные отношения становятся нормой общешкольной деятельности, что, в свою очередь, создает условия, необходимые для развития личности каждого ученика, проявлению чувства единого коллектива.

Создание гуманистических межличностных отношений в школьном коллективе, как показывает опыт нашей работы, возможен при выдвижении общей цели, к достижению которой стремились бы все дети; построении совместной деятельности на основе отношений ответственной зависимости; анализе совместной деятельности для определения эффективности проводимой работы отдельных учащихся, классов, школы; построении работы классных руководителей с детьми на основе методики коллективной организаторской деятельности, адаптированной к начальной школе.

Предварительно нами была разработана модель гуманистической воспитательной системы для начальной школы. Для проверки модели и дальнейшего ее совершенствования мы изучили степень методической готовности учителей к ее реализации, а также представления учащихся о содержании и формах внеурочной и внеклассной воспитательной работы, которая была бы интересной для детей.

Учащимся и учителям было предложено ответить на вопросы анкеты, вопросы которой были составлены таким образом, чтобы определить характерные черты создаваемой воспитательной системы; содержание предполагаемой совместной деятельности; круг интересов младших школьников, их потребностей и склонностей; отношение детей к самоуправлению и коллективным формам деятельности.

Результаты анализа ответов учащихся 2-3 классов на вопросы анкеты показали потенциальную готовность младших школьников к коллективной организаторской деятельности в рамках гуманистической воспитательной системы. Дети имеют определенное представление о гармоничном, идеальном, целостном образе своей школы; стремятся к организации внутришкольной деятельности на основе самостоятельного управления. На основе проведенного анализа были выявлены интересы детей, потребности и склонности, которые необходимо учитывать при организации коллективных форм деятельности.

Результаты ответов учителей показали их готовность и интерес к участию в реализации гуманистической воспитательной системы. Вместе с тем мы обнаружили слабую методическую подготовку коллектива школы к практическому решению этой проблемы.

Главная цель второго этапа нашей работы состояла в реализации модели гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности, выявлении педагогических условий эффективного использования методики.

Модель гуманистической воспитательной системы начальной школы включает компоненты, обеспечивающие интегративный характер развития системы, в результате которого складывается коллективистский образ жизни школы, формируется благоприятный нравственно-психологический климат (см. рис. 1)

Аксиологический компонент является ценностно-смысловым ядром воспитательной системы и сориентирован на нравственно-культурные ценности: Красоту, Добро, Творчество, Культуру, Духовность, Искусство и др. Главной целью моделируемой нами гуманистической воспитательной системы являлось создание условий для развития личности младшего школьника, способной к самореализации на основе интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития.

Рис.1.      

Субъектный компонент включает всех лиц, так или иначе, участвующих в учебно-воспитательном процессе (учащихся 1-3 классов, их родителей, друзей и родственников, администрацию, учителей, работников школы, руководителей школьных кружков и секций, студентов высших учебных заведений). Взаимодействие школьного коллектива строится не на основе администрирования, а на основе творческого сотрудничества всех участников.

Стержнем деятельностного компонента выступает методика коллективной организаторской деятельности, реализующаяся в первую очередь в форме регулярно проводимых (раз в месяц) разноцелевых творческих сборов. Это учеба, игра, работа-забота, свободное общение и интеллектуальное творчество. Специфическими особенностями сбора в начальной школе являются: кратковременность, динамичное чередование видов деятельности, использование игровых моментов, ярко выраженная позитивная эмоциональная атмосфера. Сборы могут проводиться на базе школы. Желательно, чтобы в них принимали участие учителя, школьники, родители. Виды и характеристики творческих сборов представлены в табл. 1.  Таблица 1.

№ п/п

Вид сбора

Цель и задачи сбора

Сроки проведения

1

2

3

4

1.

Опережающие сборы

Зна1. Знакомство учащихся друг с другом и педагогическим коллективом.

2. Создание соответствующего настроя на учебно-воспитательную деятельность после каникул.

3. Решение организационных вопросов: планирование, выборы органов самоуправления; обучение "новичков".

4. Ознакомление с идейными составляющими и формами организации деятельности по методике КОД.

5. Формирование ценностных ориентации у школьников.

Предшествуют началу учебного года в существующем или вновь созданном учебном заведении.

2.

Обучающие сборы

1. Обучение командиров малых инициативных групп (МИГов) и всех желающих школьников формам работы по методике коллективной организаторской деятельности (КОД) и технологии самоорганизации коллектива.

2. Формирование у школьников организаторских знаний, умений и навыков.

В течение года.

3.

Развивающие сборы

1. Решение назревших проблем внут-риколлективной жизни.

2. Ознакомление с новыми формами организации КТИ/КТД

3. Планирование дальнейшей деятельности для развития коллектива по методике КОД.

В течение года.

4.

Итоговые сборы

1. Анализ проделанной за учебный год работы; фиксирование позитивного опыта в развитии коллектива.

1. Подведение итогов работы.

2. Поощрение детей и взрослых.

4. Планирование и определение содержания опережающего сбора.

В конце учебного года.

Сборы соединяют разнообразные творческие виды деятельности на ограниченном пространстве и в ограниченном промежутке времени, создают особую атмосферу сотрудничества взрослых и детей; психологический комфорт для каждого; эмоциональный творческий подъем. На сборах школьники имеют возможность наилучшим образом осваивать нормы человеческих взаимоотношений, существующих в общественном идеале.

Исходя из организационной структуры воспитательной системы, разработан алгоритм общешкольной деятельности, предполагающий последовательное включение учащихся в коллективную и творческую деятельность в составе малых инициативных групп, классов, органов самоуправления, школы в целом (см. рис. 2).

Рис.2. Алгоритм общешкольной деятельности

Следует отметить, что в силу возрастных особенностей младших школьников управление воспитательной системой осуществляется изнутри через организацию совместной деятельности взрослых и детей. Это дает возможность принимать рациональные решения, которые диктует необходимость, и в то же время не ущемлять интересов и самолюбие учащихся младших классов.

Последним составляющим воспитательной системы выступает коммуникативный компонент. Он соединяет все ее элементы в единое целое и обеспечивает связь воспитательной системы с социокультурной и природной средой. Благодаря этому создается воспитательное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов школьного сообщества, развиваются эмоционально-психологические и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации, самореализуется и самоутверждается личность ребенка.

Для реализации модельного представления мы разработали программу поэтапного формирования воспитательной системы, в которой нашли отражение специфические для начальной школы цели, содержание и результаты деятельности учителей, учащихся и их родителей (см. табл. 2).

На основе программы педагогический коллектив школы имеет возможность целенаправленно организовать воспитательный процесс, планировать содержание совместной деятельности, прогнозировать возможные ее результаты и корректировочные действия.

Резюмируя собственный опыт и данные, полученные другими исследователями, мы определили совокупность условий оказывающих влияние на эффективность процесса формирования гуманистической воспитательной системы применительно к начальной школе. При этом мы исходили из модельного представления действительности, дополненного эмпирическими данными, полученными в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы. К этим условиям относятся: увеличение в рамках школы количества педагогически организованных дел, в которых участвуют дети и взрослые; включение детей в деятельность в качестве "субъекта" воспитательного процесса, в котором дети преобразуют школьную жизнь, выступают с инициативой проведения различных творческих дел; поэтапное, с учетом возраста школьников, предыдущего опыта участия в творческой деятельности включение в коллективно организованную работу малых инициативных групп, органов самоуправления, работу всей школы; постепенное усложнение содержания организуемой деятельности по степени значимости, объема, трудности выполнения, включенности не только отдельного ученика, но и его друзей, родителей и знакомых; использование положительного потенциала воспитательного пространства, максимальное использование возможностей внешней среды; упор на создание воспитывающих ситуаций с помощью творческих сборов, в которых школьники достигают определенного уровня самосознания, позволяющего ребенку самоопределиться по отношению к обществу и через социализацию лучше понять себя и других. Индивидуализация обеспечивает личностное самоопределение школьника по отношению к обществу, выступает одной из необходимых сторон гуманизации.

Программа поэтапного формирования гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности.

Таблица 2.

№п/п

Этапы формирования воспитательной системы начальной школы

Цели

Содержание деятельности

Результаты деятельности

1

2

3

4

5

1.

Этап формирования ценностных ориентации личности учащихся и учителей. Представление школьному коллективу провозглашаемых ценностей в ситуациях-образцах.

1.Ознакомление с основными идеями методики КОД, в приемлемой для младшего школьного возраста форме.

2. Ознакомление учителей и учащихся через ситуации-образцы с основными элементами методики КОД.

1. Общешкольный обучающий сбор актива.

2. Общие сборы в классах.

3. Организация первых коллективных творческих дел и игр (КТД и КТИ) по методике коллективной организаторской деятельности (КОД). 4. Обучающий семинар по методике КОД для классных руководителей.

1 . Изменение подхода к организации деятельности.

2. Создание Совета командиров школы.

3. Создание временных Советов командиров в классах.

4. Создание Советов дела в школе и в классах.

5. Проведение праздников на основе методики КОД.

2.

Этап создания и сплочения актива учащихся на основе провозглашенных ценностей.

1. Обучение школьного актива организаторским знаниям, умениям и навыкам.

2. Формирование и сплочение педагогического и ученического коллективов.

1. Общешкольный обучающий сбор актива.

2. Практическое обучение через участие актива и др. школьников в чередовании дел и поручений. ЧТП.

3. Планирование, организация и участие в общешкольных ключевых делах.

1.Самостоятельное планирование общешкольных и внутриклассных коллективных творческих дел (КТД).

2.Организация дежурства по школе.

3.Создание графика чередования традиционных поручений (ЧТП) в классах и организация его выполнения.

4.Планирование и организация проведения в классах "динамических пауз".

3.

Этап распространения

принятых активом ценностей коллективной жизни на школу в целом.

1. Обучение учащихся всей школы организаторским знаниям, умениям и навыкам.

2. Сплочение школьного коллектива "по вертикали".

1. Дальнейшее построение общешкольной деятельности на основе методики КОД.

2. Отбор содержания КТД/КТИ и перевод их в общешкольные ключевые дела.

3. Общие сборы в классах по созданию постоянных Советов командиров и микрогрупп (МИГов) в классах.

4. Продолжение организации и вовлечения учащихся школы в чередование традиционных поручений (ЧТП).

5. Организация внутришкольного соревнования между классами.

6. Оформление информационного стенда "Вестник школы".

7. Составление режима работы школы на неделю.

8. Общешкольный тематический сбор "Мы пишем "Остров сокровищ" (развивающий сбор).

1. Образование системы общешкольных ключевых дел.

2. Реализация всей общешкольной деятельности на разновозрастной основе (РВО).

3. Создание постоянных Советов командиров и МИГов в классах.

4. Активизация внеурочной деятельности участников воспитательного процесса.

5. Упорядочивание всей жизни школы.

4.

Этап закрепления наработанных ценностей в традициях коллектива.

1.Создание "лица" начальной школы, характеризующего специфику данной воспитательной системы.

1. Общешкольный сбор по созданию символики школы (развивающий сбор).

2. Накопление постоянных школьных дел: День школы, линейки, творческие сборы.

3. Ведение фотоальбома "Летопись школы".

4. Итоговый сбор в конце учебного года.

1. Выбор названия, эмблемы, флага и гимна школы.

2. Создание и закрепление общешкольных традиций.

3. Создание "коллективной памяти школы"

Главным критерием эффективности воспитательной системы является удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и ее нравственно-психологическим климатом.

Об эффективности гуманистической воспитательной системы в начальной школе можно судить по следующим показателям: улучшился нравственно-психологический климат в школе, о чем свидетельствует снижение коэффициента школьной тревожности на 12%; изменились ценностные ориентации учащихся с эгоистических на общечеловеческие; вырос коэффициент сплоченности с 0,01-0,02 до 0,3-0,5 в 1-3 классах; изменился характер включенности детей в деятельность от объектно-субъектного к субъектно-объектному; повысился уровень самоорганизации и самоуправления (выросло число учащихся (до 84%), разделяющих и принимающих целостный образ своей школы). Результаты анкетирования школьников и учителей, проводившегося на разных этапах реализации Программы, показали, что большинство участников учебно-воспитательного процесса оценили его содержание положительно, проявили интерес к методике коллективной организаторской деятельности, получили новые знания и умения, испытали радость, счастье, положительные эмоции от участия в коллективно организованной творческой деятельности и общении друг с другом. Кроме того, классные руководители стали выполнять в школьном самоуправлении роль координаторов и помощников учащихся, а школьники стали относительно самостоятельными участниками учебно-воспитательного процесса.

Основные вопросы содержания диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Проблемы и реальности коммунарского самоуправления в школе. //Воспитание школьников. 1991. № 4. - С. 46-48.

2. Коммунарская методика в работе пионерского лагеря. //О новых подходах к воспитанию. Методологические и методические материалы и рекомендации. Под ред. В.И. Корсунова. Вып. 2. .-Южно-Сахалинск: ЮСГПИ, 1991. - С. 69-77.

3. Из опыта англо-российского сотрудничества в воспитании детей. //Материалы XXX научно-методической конференции преподавателей ЮСГПИ (апрель, 1995 г.). Часть 1. -Южно-Сахалинск: ЮСГПИ, 1995. - С. 81-86.

4. Формирование воспитательной системы Южно-Сахалинской школы-интерната средствами методики коллективной творческой деятельности. //Сборник тезисов докладов Ш научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, посвященной проблеме "Наука и современность: проблемы, опыт, перспективы". - Южно-Сахалинск: ЮСИМГУК, 1998. - С. 10-12.

5. Коллективная организаторская деятельность: формирование школьного актива, успехи и неудачи. //Материалы исследований аспирантов и научных руководителей Сахалинского Государственного Университета. Сб. научных трудов. Выпуск П. -Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 1998. - С. 27-31.

6. Моделирование гуманистической воспитательной системы начальной школы средствами методики коллективной организаторской деятельности. //Сборник докладов IV научно-практической конференции преподавателей и студентов, посвященной проблеме "Наука и современность: проблемы, опыт, перспективы". - Южно-Сахалинск: ЮСИМГУК, 1999. - С. 25-33.

7. Коллективная организаторская деятельность (КОД) и формирование ученического актива в начальной школе. //Материалы II межвузовской конференции студентов и молодых ученых Сахалинской области 25-26 марта 1999 г. - Южно-Сахалинск: Департамент образования, культуры и спорта администрации Сахалинской области, 1999. - С. 22-23.

8. Методика коллективной организаторской деятельности (Программа спецкурса и методические материалы). - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. 1999. - С. -30с.

9. Исторические предпосылки создания воспитательных систем в практике отечественной школы. //Сборник "Тезисы докладов V научно-практической конференции преподавателей и студентов". - Южно-Сахалинск: ЮСИ МГУК, 2000. - С. 69-71.

10. Методика организации и проведения инструктивно-методических сборов (из опыта работы).// Сборник докладов V научно-практической конференции преподавателей и студентов ЮСИ (филиала) МГУК и ЮСИКиП. - Южно-Сахалинск: ЮСИ (филиал) МГУК и ЮСИКиП, 2000. - С. 35-40.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru