Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
                  ДЛЯ АСПИРАНТОВ





Коммуникативные качества руководителей

Диссертант: Пузиков Василий Григорьевич
Год защиты: 1994
Ученая степень: кандидат психологических наук
Специальность: 19.00.05 – социальная психология
Научный руководитель: Хрящева Н.Ю.
Ведущее учреждение: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Место выполнения: Санкт-Петергбургский государственный университет
Оппоненты: Волков И.П., Сочивко В.В.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail

ПУЗИКОВ Василий Григорьевич

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Актуальность исследования.

В настоящее время происходит переориентация общества на рыночные условия хозяйствования. В связи с этим появляется рынок труда, в том числе и управленческого. Именно поэтому с особой остротой встает вопрос отбора управленческого персонала. Следовательно, нужны достаточно четкие и убедительные методы профессионального отбора руководителей или, правильнее сказать, людей с потенциями руководителей.

Управление предполагает общение, следовательно, перед исследователями и практиками встает вопрос о том каким образом определять и прогнозировать успешность в управленческом общении.

Необходимо отметить, что существует огромное количество работ по управленческому труду вообще и управленческому общению в частности. Однако, можно заявить, что эти работы не дают возможности для достоверной оценки коммуникативных качеств управленцев и не в полной мере отвечают требованиям практики в разработке надежного алгоритма отбора управленческих кадров. Эти задачи могут быть решены при условии комплексной оценки, которая обеспечивается использованием различного методического инструментария, что позволяет повысить ее надежность.

В данной работе предлагается пример алгоритма, который позволяет оценить не только наличие и степень выраженности коммуникативных качеств руководителя, но и определить соответствие психодиагностических методик поставленным задачам.

Цель работы - теоретическое и экспериментальное обоснование психологической концепции коммуникативных качеств, которая может быть использована для оптимизации профессионального отбора на руководящие должности.

Предметом исследования является структура коммуникативных качеств руководителей.

Объект исследования - руководители и управленческий персонал коммерческих предприятий (247чел.).

Задачи исследования;

1. Определение психологического содержания и структуры коммуникативных качеств руководителей.

2. Определение коммуникативной успешности и неуспешности с помощью групповой оценки личности.

3. Формирование психодиагностического комплекса и проверка возможности выявления с его помощью коммуникативных качеств необходимых руководителю для успешного общения.

4. выделение психодиагностических критериев оценки коммуникативных качеств руководителей в целях уточнения профессиональной пригодности, а также профессионального подбора и расстановки кадров.

5. апробация алгоритма оценки коммуникативных качеств руководителей и оценка пригодности данного алгоритма для оценки соответствия психодиагностических методик задачам социально-психологического отбора руководителей.

6. оценка связи коммуникативных качеств с показателями психодиагностических методик.

Основная гипотеза работы.

Коммуникативные качества делятся на необходимые и желательные и объединяются в структуру, которая является основой успешного профессионального общения руководителей.

Методы исследования.

В эмпирическом исследовании применялись следующие методы: контент-анализ, экспертная оценка, групповая оценка личности, шкала интернального и экстернального контроля Роттера, опросник А. Меграбяна, личностный опросник Айзенка (EPI), опросник Томаса и интервью.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Коммуникативные качества это совокупность способностей, свойств, умений и навыков личности, характеризующая ее отношения к людям и обеспечивающая возможность установления и поддержания контакта и взаимопонимания между ниш. В деятельности руководителя любого ранга обязательно имеет место процесс общения с другими людьми, поэтому степень развития и выраженность коммуникативных качеств являются предпосылкой успешной деятельности человека в роли руководителя.

2. Критериями коммуникативной успешности руководителя являются наличие и степень выраженности коммуникативных качеств определенных как необходимые и желательные для профессионального общения.

3. Структура коммуникативных качеств, полученная в результате исследования, состоит из 7-ми взаимосвязанных блоков, которые по своему содержанию учитывают все стороны общения.

4. Психологическими детерминантами коммуникативной успешности являются такие качества личности, как эмпатия (эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, сочувствию, впечатлительности.); присоединение (тенденция к присоединению, сокращению межличностной дистанции в процессе общения, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки.); сензитивность к отвержению (способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес, устойчивость «Я-концепции).

5. Коммуникативные качества по степени влияния на успешное профессиональное общение делятся на необходимые и желательные.

К необходимым коммуникативным качествам относятся: способность определять цели общения, умение организовывать пространство общения, умение согласовывать информацию в общении, умение учитывать время общения, умение контролировать энергию общения и умение согласовывать в общении цели, время, нормы, энергию, информацию и пр.

К желательным коммуникативным качествам относятся: искренность, прямота, добросовестность в общении, сдержанность, уравновешенность, открытость, отсутствие подозрительности.

Научная новизна исследования:

- сформулировано и обоснованно положение об коммуникативных качествах как о перечне способностей, свойств, умений и навыков, которые делятся на желательные и необходимые для успешного профессионального общения.

- получена структура взаимосвязанных блоков коммуникативных качеств, развитие и степень выраженности которых объясняет феномен успешного профессионального общения руководителей.

- проведено исследование коммуникативных качеств руководителей работающих в коммерческих предприятиях и подучены эмпирические данные, подтверждающие влияние коммуникативных качеств на успешность профессионального общения.

- получены данные о тон, что структура коммуникативных

качеств у успешных коммуникаторов является гибкой и динамичной, а у неуспешных ригидной и жесткой.

Практическая значимость работы:

В ходе исследования разработан опросник, позволяющий при помощи групповой оценки определить наличие и степень выраженности коммуникативных качеств.

Разработан компактный психодиагностический комплекс, дающий возможность оценки развития коммуникативных качеств. Психодиагностический комплекс пригоден для проведения массовых исследований, что позволяет использовать его в работе психологической службы различных организаций и центров психологического консультирования.

Получена структура коммуникативных качеств, которая позволяет определить профессиональную коммуникативную успешность как взаимосвязь 7-ми блоков необходимых коммуникативных качеств.

Разработан алгоритм определения соответствия психодиагностических методик задачам социально психологического отбора руководителей.

Апробация материалов исследования осуществлялась автором в научном докладе на конференции - Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы, в сообщении на кафедре социальной психологии С-ПбГУ.

Структура и объем работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, 11 разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Объем работы 177 страниц, из них 148 основного текста; список литературы включает 197 наименований, из них 32 на иностранных языках. В диссертации б рисунков и 9 таблиц.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, цели, задачи, исследования. Сформулированы гипотеза и положения выдвинутые на защиту, показана научная новизна и практическая значимость работы, дается краткая характеристика структуры диссертации.

Первая глава - "Теоретические проблемы исследования" – посвящена анализу понятий и обобщению современных представлений о коммуникативных качествах и их диагностике. Первый раздел "Общение и коммуникация" посвящен анализу различных подходов к трактовке понятия общение и коммуникация, раскрывается содержание этих понятий, а тагане рассматриваются различные взгляды на соотношение объемов эти понятий. Ряд авторов отождествляют эти понятия. Другие считают ,что общение и коммуникация имеют соподчиненные отношения, т.е. коммуникация это только одна сторона общения, а именно коммуникативная (Г.М. Андреева, Е.Д. Жарков). Третья точка зрения принадлежит К.К. Платонову "Общение" - это взаимодействие на основе взаимного психического отражения, это понятие является частным то отношению к понятию "коммуникация", под которой понимается любой вид передачи информации. В нашей работе мы исходим из того, что общение и коммуникация два психологических феномена не сводимые друг к другу и не имеющие соподчиненных отношений. Таким образом, можно заключить, что когда речь идет о "межличностной коммуникации" и о "непосредственном общении", то эти понятия попадают в область пересечения понятий "общение" и "коммуникация" и в этой области, следовательно, они могут использоваться как синонимы.

Второй раздел посвящен раскрытию личностных особенностей руководителя. Здесь рассматриваются некоторые подходы к определению наиболее существенных качеств личности руководителя (Е.Е. Вендров, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов. А.Л. Журавлев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин. А.Л. Свенцицкий, Л.И. Уманский и другие). В третьем разделе дано обоснование понятия "коммуникативные качества". Рассматриваются другие термины, такие как "коммуникативный потенциал", "коммуникативная способность", "коммуникативность", "коммуникативная компетентность",  "индивидуальный стиль общения" и "индивидуальный способ общения", "коммуникативная деятельность" и "социальная компетентность". Четвертый раздел посвящен проблеме психодиагностики коммуникативных качеств. В этом разделе раскрываются современные подходы к исследованию коммуникативных качеств (М.О. Жамкочьян и И.М. Палей. А.Л. Журавлев, А.А. Кидрон, Р. А. Максимова, А. А. Слогов, Е.М. Полуэктова и И.В. Яковлева).

Вторая глава - "Коммуникативные качества как фактор успешности в профессиональном общении руководителей"- посвящена разработке опросника для групповой оценки коммуникативной успешности руководителей. Первый раздел посвящен определению списка коммуникативных качеств влияющих на эффективное общение руководителей, для этого был проведен контент-анализ литературы по проблемам общения (Г.К. Андреева, А.А. Водалев. Ю.Н. Емельянов, А.Л. Журавлев, Е.И. Кабрин, А.А. Кидрон, Е.Е. Кузьмина, А.Е. Леонтьев, Е.Ф.Ломов, Р.А. Максимова, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский, Л.Г. Почебут, Е.С. Сафонов, А.Л. Свенцицкий, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова и др.). Во втором разделе описывается процедура экспертной оценки полученного перечня коммуникативных качеств. Приводятся ранжированный ряд коммуникативных качеств по степени их влияния на успешное профессиональное общение руководителей. Корреляционный и факторный анализ позволили получить структуру коммуникативных качеств состоящую из семи блоков, каждый блок, по нашему мнению отражает ту или иную стороны общения.

СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ

Таким образом, структура коммуникативных качеств объясняет феномен успешного профессионального общения как поведение, основанное на умении согласовать в общении - цели, время, энергию, нормы с информационным полем общения и умением организовать пространство общения. Структуру коммуникативных- качеств можно представить в виде 7-ми блоков соответственно полученным факторам.

Блок морально-этических качеств. Интерпретируется как коммуникативные ценностные ориентации личности, ее этические и моральные установки. Это блок качеств, которые служат определению цели общения, исходя из ценностных ориентации личности. В него вошли качества первого фактора: искренность, чистосердечие, способность к сопереживанию, добродушие, отсутствие корыстных интересов в общении, прямота, добросовестность, скромность, чуткость, отзывчивость.

Второй блок, блок нормативности коммуникативного поведения интерпретируется, как умение организовать пространство общения, рамки общения. В этот блок вошли качества, которые помогают руководителю правильно соблюдать нормы и правила, этикет общения, его рамки, это такие качества как: выражение уважения к собеседнику, чувство меры, соблюдение правил приличия, учтивость в общении, дипломатичность, строгость, предъявление высоких требований к себе и к другим, твердость, подчинение дисциплине, соблюдение порядка, воспитанность, умение сразу же прервать разговор, если это требуется (например, начало совещания, выступления).

Третий блок, блок психолингвистических качеств личности интерпретируется, как умение организовывать информационное поле общения. В этот блок вошли умение найти адекватные средства передачи сообщения, правильный отбор языковых средств, умение правильно выбрать содержание общения и дружеское расположение к партнеру по общению.

Четвертый блок, блок динамичности коммуникативного процесса интерпретируется, как умение учитывать, организовывать время общения, включает способность располагать людей к себе, умение быстро узнавать и различать неожиданные переменны в поведении людей, внимание, умение хорошо наблюдать, умение воздерживаться во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов; умение воздерживаться от неуместных замечаний; умение воздерживаться от доказательства неправоты собеседника, если это по тем или иным причинам нецелесообразно; умение спокойно аргументировать во время резкого разговора; способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях. Эти качества помогают учитывать и экономить время общения.

Пятый блок, блок естественности, активности в общении интерпретируется как энергетический потенциал личности, затрачиваемый на общение. Этот блок включает: умение отвечать

быстро на неожиданные вопросы, способность и отрешение к активному вступлению в контакт с окружающими, инициативность в общении, способность воздерживаться от моментальной, импульсной реакции, умение легко срабатываться с людьми. Это качества, которые говорят об энергетическом потенциале и способности контролировать энергию затрачиваемую на общение, управлять процессом общения.

Шестой блок, блок соответствия, адекватности коммуникативного поведения, интерпретируете., как соответствие, адекватность личности: целям, энергии, времени, информационному полю и нормам коммуникативного процесса. Этот блок включает умение дать объективную оценку действиям других людей; способность изменить уже принятое решение, учитывая мнение других; способность брать на себя ответственность за последствия общения; умения доходчиво довести до слушателя свои мысли и чувства; способность к быстрому установлению контакта с другими людьми; способность разговаривать в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно.

Седьмой блок, блок согласования, умение согласовывать в общении между людьми - цели, время, нормы, энергию, и информационное поле общения. Этот блок характеризует в личности умение завязывать все остальные коммуникативные качества в единое целое, создавать целостную систему. Он включает умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими; умение ориентироваться в условиях общения; свобода, отсутствие напряжения в общении; согласование своей работы с работой других.

В результате математического анализа данных экспертной оценки разработан опросник для групповой оценки коммуникативной успешности. Результаты исследования показывают, что групповая оценка является достоверным методом определения коммуникативной успешности.

Третья глава: "Эмпирическое исследование коммуникативных качеств руководителей". В первом разделе рассматривается задачи, методика, и организация исследования, приводятся характеристики выборки испытуемых. По результатам групповой оценки.

мы поделили выборку на группу успешных и группу не успешных коммуникаторов.

Разбиение выборки на группу успешных и группу неуспешных руководителей в общении.

группа успешных

группа неуспешных

средние

М > 4

М < 2,5

количество

78

44

возраст

20 - 54

19 - 31

профессиональный стаж

3 - 7

1 - 5

            Где М – среднее значение групповой оценки.

            * полная выборка 247 человек.

            Во втором разделе описываются результаты анализа средних величин и мер рассеивания, полученные в результате статистической обработки экспериментальных данных.

            Средние показатели по методике Меграбяна.

эмпатия

присоединение

сензитивность к отвержению

Группа успешных

М

40.969

24.625

-2.688

G

18.035

14.944

11.855

Группа неуспешных

M

22.000

15.000

-8.667

G

21.305

22.299

12.613

Необходимо отметить то. что подучены значимые различия по t-критерию Стьюдента. у полярных (успешных и неуспешных) групп по показателям (эмпатия, тенденция к присоединению и сензитивность к отвержению). Эти показатели позволяют четко развести группу успешных и неуспешных; скорее всего это говорит о том, что данные показатели относятся к необходимым качествам для успешного профессионального общения, и что их отсутствие не может быть компенсировано за счет других качеств и, что данная методика может - быть использована в ходе профотбора и профоценки в дайной области деятельности.

В последующих разделах рассматривается корреляционный и факторный анализ данных. Содержательный анализ корреляционных плеяд позволяет выделить ряд тенденций в отношении качественных особенностей структуры коммуникативных качеств в группах успешных и неуспешных в общении руководителей. Происходит усиление взаимосвязи в группе успешных между такими показателями, как сензитивность к отвержению, эмпатия и присоединение. Отрицательная связь между эмпатией и синзитивностью к отвержению в группе неуспешных, в группе успешных становится положительной.

Возрастает значимость положительной связи между эмпатией и присоединением у группы успешных по сравнению с группой неуспешных.

Существование прочных связей между назваными показателями, их непротиворечивая интегрированность и синергичность отношений отличает структуру коммуникативных качеств успешных от группы неуспешных.

Анализ взаимосвязей в корреляционных плеядах неуспешных показывает внутреннею противоречивость ее элементов. Эмпатия отрицательно связана о синзитивностью к отвержению.

Эмпатия, сензитивность к отвержению и присоединение являются личностными детерминантами коммуникативной успешности. Причем, определенный уровень развития этих качеств у индивида соответствует коммуникативной успешности.

Интервальность, экстраверсия и нейротизм (средний уровень) не оказывают значимого влияния на успешность в коммуникативной деятельности, в отличии от влияния этих же качеств на неуспешность в коммуникативной деятельности. В последнем случае речь идет о значимом влиянии экстраверсии, интернальности и нейротизма на неуспешность в коммуникативной деятельности.

На основании этого можно предположить, что коммуникативная успешность в меньшей степени зависит от экстраверсии, интернальности и нейротизма, чем коммуникативная неуспешность, т.е. в случае коммуникативной успешности человек использует свой личностный потенциал, все свои сильные стороны и компенсирует слабые, а в случае коммуникативной неуспешности человек не может компенсировать свои слабые стороны и в следствии этого не использует сильные.

Следует отметить тот фага, что в группе успешных такие качества как интернальность, экстраверсия и нейротизм положительно связаны с эмпатией, присоединением и синзитивностью к отвержению, и происходит их взаимоусиление. В группе неуспешных эти же качества гораздо более сильно влияют на низкий уровень развития эмпатии, присоединения и сензитивности к отвержению, a также эмпатии и сензитивность  к отвержению отрицательно взаимосвязаны, то есть развитие одного качества мешает развитию другого.

Структура коммуникативных  качеств полученная в результате факторного анализа, по группе успешных полностью повторяет структуру коммуникативных качеств, полученную во второй главе, и еще добавляется отдельный блок - 8-й фактор дипломатичности и такта, что по нашему мнению подтверждает групповую оценку, по которой было проведено разбиение выборки на группу успешных и группу неуспешных.

По группе неуспешных выделялось также 7  факторов, которые выстраивается в такую же структуру, но невыраженных неразвитых коммуникативных качеств - причем невыраженными являются коммуникативные качества во всех 7-ми блоках.

В заключении подводятся итоги решения теоретических и практических задач исследования, делаются выводы по его результатам.

Выводы.

1. Эмпатия, сензитивность к отвержению и присоединение являются психологическими детерминантами коммуникативной успешности. Причем, определенный уровень развития этих качеств у индивида соответствует коммуникативной успешности.

2. Для успешного, профессионального общения необходимо чтобы руководители обладали определенным набором хорошо развитых коммуникативных качеств.

3. Феномен успешного профессионального общения объясняется наличием структуры коммуникативных качеств из 7-ми взаимосвязанных блоков, которые по своему содержанию учитывают все стороны общения.

4. Коммуникативные качества у успешных руководителей объединяются в структуру из 7-ми блоков, к которым добавляется 8-й блок дипломатичности.

5. У неуспешных обнаружена подобная структура, состоящая из 7-ми блоков плохо развитых коммуникативных качеств.

6. Обучение коммуникативным навыкам более продуктивно будет проходить в группах, где будет проведен предварительный отбор.

7. Необходимо разработать программы тренинга, учитывающие отдельные блоки структуры коммуникативных качеств, а также структуру в целом.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Предложены рекомендации по оптимизации профотбора на руководящие должности.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Килошенко М.И, Пузиков В.Г. Проблема психодиагностики коммуникативных качеств // Человек в изменяющемся мире: Социальные и психологические проблемы. Материалы научной конференции. СПб., 1993. Ч.2. с.52-54

2. Пузиков В.Г. Коммуникативные качества как фактор успешности общения // Психолого-педагогические проблемы образования. Под ред. Шикун А.Ф., Платонов Ю.П. и др. Вып. N 4. Тверь, 1993. с 39-56.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Бетонный завод

Продажа складских остатков промышленных предприятий. Неликвиды заводов

tehkit.ru


Играть в онлайн игры бесплатно

Рейтинг игр. Всё об онлайн играх

games.wow.ua


Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru