Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

Диссертант: Истратова Оксана Николаевна
Год защиты: 1998
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Специальность: Возрастная и педагогическая психология
Научный руководитель: Котова И.Б., Непомнящий А.В.
Ведущее учреждение: Северо-осетинский государственный университет
Место выполнения: Таганрогский государственный радиотехнический университет
Оппоненты: Белоус С. В., Недбаева С.В.
Добавить в закладки
Версия для печати
Отправить на e-mail
Истратова Оксана Николаевна

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Работа посвящена изучению проблемы диагностики, коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста

Актуальность настоящего исследования определена экономиче­скими и социальными изменениями, происходящими в последние годы в нашем обществе и затрагивающими все сферы жизнедеятельности челове­ка. Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, по­скольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усили­ли негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или де­градации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности де­тей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки. Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессив­ности в дошкольном возрасте

В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивно­сти возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсу­ждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования (как это показали, например, Р. Бэррон и Д. Ричардсон, 1997).

Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3 Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др ). Вторую составляют концепции, рассматривающие аг­рессивность как приобретаемую характеристику поведения Щоллард, Басе Берковиц и др )

Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред­ставляют в основном обзор зарубежных исследований (С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др ).

Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует луч­шему пониманию трудностей в поведении, в частности - агрессивных про­явлений у ребенка (Л.С. Выготский, Собр. Соч. том 5, 1983).

В связи с вышесказанным, диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверст­никами в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельно­сти.

Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве (Данилова Е.Е. М., 1987). Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препят­ствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведе­ние в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асо­циальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выяв­ление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необ­ходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.

Переход ребенка из детского сада в школу влечет за собой смену со­циальной ситуации развития. Умение налаживать контакты со сверстника­ми, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане пред­ставляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в част­ности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении.

Проблема заключается в необходимости развития адекватных зада­че методов диагностики, коррекции и профилактики детской агрессивно­сти, пригодных для применения психологами и педагогами в детских садах или других дошкольных учреждениях. Проблемной также является и зада­ча разработки коррекционно-профилактических программ и методов вос­питания, которые дали бы возможность оптимизировать общение в дет­ском коллективе, а также - преодолеть и предупредить асоциальные тен­денции в поведении детей.

Целью данного исследования стало изучение возможностей диагно­стики и работы по коррекции и профилактике агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.

Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявления агрессивности в поведении дошкольников.

Гипотезы исследования

1. Причины проявления агрессивности в поведении у детей дошко­льного возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические проявления индивидуальности психологического и биологического характера, а также процессы жизнедеятельности в семье и в других социальных образованиях.

2. Эффективность диагностики агрессивности у дошкольников мо­жет быть повышена путем ее проведения в процессе значимой для детско­го возраста деятельности, в частности, соревновательной игры.

3. Оптимизация социальной ситуации развития, в частности, фор­мирование положительных установок в общении со сверстниками должна способствовать снижению агрессивных проявлений в поведении дошколь­ников.

Задачи исследования

1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в пове­дении детей.

2. Разработать схему комплексного изучения агрессивности у детей дошкольного возраста.

3. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрес­сивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать программу коррекции и профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.

5. Исследовать эффективность коррекционно-профилактической ра­боты.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выгот­ский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отчественных и зарубежных психо­логов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слобод­чиков, Д.Б. Эльконин, C. Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение фи­зического или психологического вреда, ущерба объектам нападения (Сло­варь: Психология, под ред. А.В. Петровского, М..Г. Ярошевского, 1990). Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту лично­сти, проявляющуюся в готовности к агрессивному нападению (там же).

Методы исследования:

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррек­ции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюде­ния, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

- содержательная интерпретация и количественный анализ резуль­татов.

База исследования. Исследование проводилось на базе Таганрог­ского государственного радиотехнического университета; в четырех дет­ских садах г. Таганрога (№ 18 "Кораблик", № 29 "Маячок", № 94 "Ручеек", "Березка"), двух детских садах г. Москвы (№ 1588, № 1219). В исследовании приняло участие в г. Таганроге ПО детей, 7 воспитателей и 61 родитель, в г. Москве 68 детей и 4 воспитателя.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования за­ключается в следующем.

1. Обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей дошкольного возраста и показаны различия в степени их значимо­сти.

2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

3. Обоснована необходимость использования значимой для детей деятельности, в частности соревновательной игры, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста.

4. Разработана программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений системы народ­ного образования, для чего разработаны и апробированы:

- программа диагностики агрессивности у детей дошкольного воз­раста, которая может быть рекомендована для применения в детских до­школьных учреждениях;

- программа коррекции и профилактики агрессивности у дошколь­ников, направленная на оптимизацию межличностных отношений в группе детского сада и предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям, а также для использования в профилактических целях;

Научно-теоретичские и эмпирические материалы исследования, соз­данный диагностический и коррекционный инструментарий позволяют психологам и педагогам, работающим в детских дошкольных учреждени­ях, приобрести знания о причинах возникновения трудностей в поведении детей, основных формах агрессивных проявлений в поведении дошколь­ников и др.

Положения выносимые на защиту

1. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях, связанных с жизнедеятельностью ребенка в семье и других социальных группах.

2. Диагностика проявления агрессивности в поведении детей до­школьного возраста наиболее эффективна при комплексном использова­нии различных методов, применяемых в процессе значимой для детей до­школьного возраста деятельности.

3. Коррекция и профилактика агрессивности у детей дошкольного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрес­сивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрос­лыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудни­чество и позитивное взаимодействие с окружающими.

Апробация работы. Основные результаты работы обсуждались:

- на заседаниях кафедры возрастной психологии факультета психо­логии Московского государственного университета (г. Москва, 1996);

- на всероссийском научном симпозиуме "Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования" (г. Таганрог, 1997);

- на научной конференции "Развитие личности в образовательной среде" (г. Волгоград, 1997);

- на XVII Южно-Российских психолого-педагогических чтениях по теме "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (г. Пятигорск, 1998);

-   на научных конференциях ТРТУ (г. Таганрог, 1997, 1998);

- на заседаниях методического объединения психологов детских дошкольных учреждений при ГорОО г. Таганрога (г. Таганрог, 1996, 1997, 1998);

- на педагогических советах детского сада № 29 г. Таганрога (г. Таганрог, 1996, 1997, 1998).

Публикации. По теме работы опубликовано 7 научных работ, в том числе две в центральной печати

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Спи­сок литературы содержит 190 наименований, в том числе 26 на иностран­ных языках. Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, иллюстрировано 15 таблицами и 12 рисунками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационного ис­следования, показывается состояние рассматриваемой проблемы, опреде­ляются цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируются ги­потезы исследования, показываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы, выдвигаются основные положения, выно­симые на защиту.

Первая глава "Теоретический анализ проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста" посвящена исследованию проблемы агрес­сивности в детском возрасте. Здесь рассмотрены следующие вопросы: пси­хологические особенности детей дошкольного возраста, основные подхо­ды к изучению проблемы детской агрессии и агрессивности в отечествен­ной и зарубежной психологии, анализ эмоциональной сферы дошкольника и детерминант проявления агрессивности.

В первом параграфе первой главы "Психологические новообразова­ния в дошкольном действе" раскрываются современные подходы к возрас­тной периодизации и периодизации развития личности в отечественной психологии (Л.Ф.Обухова, В.С.Мухина, В.И.Слободчиков, Д.Б. Эльконин, А.В.Петровский).

За единицу анализа дошкольного детства принимается категория психологического возраста, широко признаваемая в отечественной психо­логии. Применительно к дошкольному детству в работе рассматриваются следующие категории психологического возраста: социальная ситуация развития, система деятельностей, основные новообразования развития.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризу­ется тем, что ребенок впервые выходит за рамки своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых и сверстников. Она также ха­рактеризуется включением ребенка в группу сверстников в детском саду, управляемую воспитательницей. Наряду с семейным окружением для до­школьника именно детский коллектив и воспитательница становятся наи­более референтными лицами. Это положение является важным для анализа причин возникновения агрессивности, а также - для поиска путей ее пре­одоления и профилактики.

Анализ системы деятельностей в дошкольном возрасте (игра, вос­приятие сказки, изобразительная деятельность, элементарный труд, уче­ние) позволяют наметить оптимальные пути коррекции и профилактики агрессивности у дошкольников.

Проведенный анализ особенностей общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте позволяет выделить возможные причины возникновения агрессивности на этом этапе развития ребенка, например, неудовлетворенность в признании среди сверстников, обуслов­ленная различными причинами (неразвитость навыков общения, исполни­тельной стороны совместной деятельности, личными особенностями ре­бенка).

В дошкольном детстве происходят важные изменения в развитии личности ребенка. У ребенка развивается самосознание - понимание того, какими качествами он обладает, происходит осознание своих возможно­стей, Появляются простейшие виды нравственных, эстетических пережи­ваний. Возникает соподчинение мотивов, на основе чего у ребенка появляется способность управлять своим поведением. Все эти и другие новооб­разования дошкольного детства позволяют успешно строить и проводить коррекционную работу с агрессивными детьми.

Во втором параграфе первой главы "Исследование детской агрес­сивности в отечественной и зарубежной психологии" проведен анализ ос­новных; теоретических и эмпирических исследований проблемы агрессии и агрессивности в детском возрасте, который показал, что сами термины "агрессия" и "агрессивность" понимаются неоднозначно. Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности приводит к тому, что на сегодняшний день в науке имеются разные трактовки и опре­деления. Это во многом связано с общепсихологическими воззрениями исследователей. Агрессию определяют и как своеобразную защитную ре­акцию человека на те или иные внешние раздражения, и как нападение или борьбу в пределах одного вида, и как направленное, избирательное стрем­ление истязать себе подобных (Т. Г. Румянцева, 1991). В данной работе да­но понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведе­ния, действия, направленного на нанесение физического или психологиче­ского вреда, ущерба объектам нападения (Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. с. 9 - 10). В работе исполь­зуется определение агрессивности как относительно устойчивой черты личности, проявляющейся в готовности к агрессивному нападению (там же). В настоящем исследовании не говорится об агрессивности как устой­чивой личностной черте дошкольника. Агрессивные действия дошкольни­ка, несомненно, могут оказаться проявлением формирующейся агрессив­ности. В данном исследовании говорится о проявлениях агрессивности в поведении ребенка дошкольного возраста.

Обзор основных подходов к изучению проблемы агрессивности в зарубежной психологии позволяет выделить следующие основные пози­ции.

1. Понимание агрессивного поведения как врожденного (теория ин­стинкта смерти 3. Фрейда, А. Фрейд, инстинкта борьбы К. Лоренца и др.).

2. Понимание агрессии, возникшей из побуждения, вызванного си­туацией фрустрации (Доллард и др.).

3. Понимание агрессии как прижизненно приобретаемого поведения (теория социального научения: Бандура, Басе).

Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, че­ловек вынужден совершать насильственные действия или под влиянием внутренних сил, или под влиянием внешних воздействий (например, фрустраторов). Представители же теории социального научения утверждают, что агрессия возникает только в определенных социальных условиях и по­этому ее вполне можно предотвратить или ослабить, изменив эти условия.

Исследование проблемы детской агрессии и агрессивности в отече­ственной психологии проводится в контексте более глобальных вопросов формирования личности, круга ее общения. Первые работы по проблеме агрессивности в отечественной науке проводились в 20-30 годы в рамках педологических исследований. Большинство исследователей того периода (А.Б.Залкинд, А.С. Залужный, Г.Я.Кучеров, А.С.Грибоедов) подчеркивает роль неблагоприятных социальных условий в формировании агрессивно­сти у ребенка. К этим условиям относились беспризорность, последствия гражданской войны, разруха. Затем (30-е годы) основной акцент ставился на взаимоотношениях в семье и недостатки в обучении (отсутствие инди­видуального подхода к детям).

В дальнейшем исследование проблемы агрессивности у детей в оте­чественной психологии велось в различных направлениях: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В.С.Мухина, 1985), изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение осо­бенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессив­ности (А.А.Рояк, Л.С.Славина, Л.И. Божович и др.), изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В.В. Лебединский и др., 1990), изучение влияния индивидных свойств че­ловека {например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимо­отношениях между детьми (Т.Г. Васильева, 1976). ). Современные исследо­вания детской агрессивности (дошкольников и младших школьников) про­водятся в разных направлениях: роль семьи и семейных отношений в фор­мировании агрессивного поведения (Л.А. Абрамян, 1990; А.И. Захаров, 1993; А.М. Прихожан, М.Н. Толстых, 1990 и др.), изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, 1993, 1995) анализ методов диагности­ки агрессивности (С.Л. Завражин, 1993; Д.В. Лубовский, 1990, и др.), поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В.И. Гарбузов, 1994; М.В. Ермолаева, Л.Г. Миланович, 1996; А.И.Захаров, 1993; С.В.Капранова, 1997; Н. В.Клюева и др., 1996; В.В. Лебединский, 1990; М.И. Чистякова, 1995 и др.).

 В работе делается вывод о том, что проблема детской агрессии и аг­рессивности в отечественной психологии решается в зависимости от целей и установок исследователей. Большинством психологов подчеркивается определяющая роль отношений ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Большую роль в формировании таких негативных свойств личности, как агрессивность, обидчивость, озлобленность и др. играет не­успех, пережитый дошкольником в совместной со сверстниками деятель­ности. Такой подход к изучению агрессивности у дошкольников определил выбор методов диагностики и коррекции проявлений агрессивности в поведении детей в данном исследовании. Развитие навыков общения может, таким образом, стать одной из линий предупреждения отклонений в разви­тии личности дошкольника и его поведении, в том числе - и агрессивного поведения, конфликтное™ во взаимодействиях детей.

В первой главе диссертации также проведен анализ исследований в зарубежной и отечественной психологии по вопросам классификации аг­рессивного поведения, а также - поиска путей диагностики и коррекции агрессивности как у взрослых, так и у детей. Отмечается, что каждый из исследователей дает свое понимание видов агрессии, опираясь при этом на различные основания для классификации (форма, направленность, про­должительность и устойчивость, функции агрессивного поведения, его со­ответствия социальным нормам и др.). Большинством авторов признается принцип единства диагностики и коррекции, руководствуясь которым, по­строение коррекционной программы исследователи осуществляют, опира­ясь на выделенные типы агрессивного поведения, а также - его причины.

В третьем параграфе первой главы "Анализ эмоциональной сферы дошкольника и детерминант его агрессивности" рассмотрены следующие вопросы: условия формирования агрессивности, связь эмоций с агрессив­ными проявлениями в детском возрасте, биологические предпосылки аг­рессивности, влияние особенностей семейного воспитания на формирова­ние агрессивности у детей, роль общения со сверстниками на проявление агрессивности у ребенка. Отмечается, что на развитие агрессивности в до­школьном возрасте оказывают влияние факторы как биологического (осо­бенности темперамента), так и социального (социальная ситуация разви­тия) порядка.

Биологическими предпосылками агрессивности у дошкольника мо­гут стать особенности развития его нервной системы: возбудимость, им­пульсивность нервных процессов. Искажение психического развития на ранних этапах онтогенеза, обусловленное родовыми травмами, ослаблен­ным соматическим здоровьем, повышает риск возникновения агрессивных проявлений в поведении у ребенка.

Однако влияние биологических факторов на развитие агрессивности опосредовано отношениями ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Проявление агрессивности у дошкольника, таким образом, является следствием множества причин, из которых наиболее значимыми являются:

1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обу­словленный как трудностями операционного характера (например, нераз­витость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетворенностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологиче­скими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотноше­ний между членами семьи, являются одной из главных причин возникно­вения агрессивного поведения у дошкольника.

В заключение первой главы сделаны выводы и намечены основные ориентиры для разработки программы психологической помощи агрессив­ным детям. Так отмечается, что такие особенности дошкольного возраста, как развитие произвольности в поведении, возникновение соподчинения мотивов, первичных этических инстанций и переживаний и т.д., возросшее влияние группы сверстников на развитие личности - все это может стать опорными точками в работе с агрессивными детьми.

Вторая глава "Организация и методы исследования агрессивности у детей дошкольного возраста" посвящена описанию экспериментальной части исследования, анализу результатов, полученных в процессе диагно­стической и психокоррекционной работы с агрессивными детьми старшего дошкольного возраста.

В первом параграфе второй главы "Диагностика агрессивности" описана процедура и проанализированы результаты экспериментального исследования агрессивности у дошкольников.

Проведению основного исследования предшествовала предвари­тельная работа, целью которой были отбор и совершенствование диагно­стических средств, отработка схемы эмпирического изучения особенностей проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

На первом этапе была проведена апробация методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга на детях старшего дошкольного возраста г. Москвы, а также был проведен сравнительный анализ методов выявления агрессивных тенденций у дошкольников и их диагностических возможно­стей (общее число испытуемых 68 человек).

Центральной задачей исследования здесь была предварительная ап­робация методики С. Розенцвейга на отечественной выборке детей 6-7 лет с последующим анализом и возможной модификацией.

Методика применялась в стандартном варианте. Из полученных ре­зультатов на данном этапе было отмечено, что наибольшее число ответов дошкольников 6-7 лет носит экстрапунитивный характер с фиксацией на самозащите (в основном) или на препятствии. Иначе говоря, в ответах де­тей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безлич­ная).

В целом результаты первого этапа показали, что тестовые средства выявления детей с агрессивными тенденциями требуют дополнения клиническими методами исследования ребенка: беседой, наблюдением; а так­же предполагают изучение сферы общения ребенка. К этому выводу нас привел еще и такой факт, как стереотипность ответов многих детей по ме­тодике С. Розенцвейга.

Стереотипные ответы детей по методике С. Розенцвейга дали осно­вания предположить, что они чрезмерно нагружены фактором социальных норм, зависят от условий воспитания ребенка значительно больше, чем обычно считается. Иными словами, мы предположили, что в ответах большинства детей имеет место социальная желательность, маскировка их истинных мотивационных тенденций. В связи с этим, для дальнейшего ис­следования эффективности методики С. Розенцвейга в диагностике агрес­сивных тенденций у детей важным представляется исследование влияния ситуаций, провоцирующих, актуализирующих агрессивность у дошкольни­ков (например, острая соревновательная игра) на ответы детей при прове­дении данной методики. Ситуация проигрыша как ситуация реальной, а не воображаемой фрустрации значимой потребности могла послужить стиму­лом для актуализации агрессивных тенденций, если они сформировались у ребенка.

Таким образом мы предположили, что ситуация соревновательной игры является действенным средством актуализации агрессивных тенденций у многих дошкольников.

Целью второго этапа исследования стало изучение диагностических возможностей методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга с помо­щью экспериментальной ситуации соревновательной игры.

На этом этапе были использованы следующие методы диагностики агрессивных тенденций у детей:

1) беседа с воспитателями;

2) методика Розенцвейга;

3) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры.

Применение методики С. Розенцвейга проходило в два этапа: внача­ле исследования и после экспериментального воздействия (игры-соревнования). Для того, чтобы исключить нежелательные эффекты, свя­занные с повторным предъявлением одного и того же материала, мы раз­делили материал методики С. Розенцвейга на две эквивалентные серии.

В результате второго этапа исследования было отмечено, что си­туация соревновательной игры оказалась эффективным средством актуали­зации мотивационных тенденций у дошкольников. Результаты второго тестирования по методике С. Розенцвейга в большей степени, чем резуль­таты первого тестирования соответствуют оценкам воспитателей, отобра­жающих картину реального поведения ребенка. Следовательно, методика С. Розенцвейга по результатам нашего исследования более диагностична после ситуации, актуализирующей мотивационные тенденции (в данном случае - агрессивные) у дошкольников. В исследовании предлагается ис­пользовать наблюдение за поведением ребенка в ходе значимой для него деятельности - в игре. Однако ситуация соревновательной игры может стать самостоятельным диагностическим приемом, позволяющим изучить особенности агрессивного поведения ребенка, а также - способы выхода из конфликтной ситуации.

На третьем (основном) этапе экспериментальной части диссертаци­онного исследования была составлена схема диагностики агрессивности у дошкольников и проанализированы особенности проявления агрессивно­сти у детей этого возраста.

В исследовании были использованы, а также специально разработа­ны следующие экспериментальные и диагностические методики:

1) беседа с воспитателями;

2) опросник для воспитателей;

3) методика С. Розенцвейга (две серии);

4) наблюдение за поведением ребенка в ходе игры:

5) методика Л. Бендер;

6) анкета для родителей;

7) опросник для родителей;

8) опросник АСВ для родителей "Анализ семейных взаимоотноше­ний детей в возрасте от 3-х до 10-ти лет" (Э.Г. Эйдемиллер).

В основной части исследования приняли участие 110 детей старшей и подготовительных групп четырех детских садов г. Таганрога в возрасте от 5;0 до 7;0 лет, 7 воспитателей и 61 родитель.

По результатам беседы с воспитателями была выделена группа детей (25 человек) с агрессивными проявлениями в поведении.

В ходе беседы воспитателями отмечалось, что агрессивные дети как правило стремятся занять положение лидера в группе. Часто это происхо­дит с применением силы, поэтому сверстники часто избегают общения с такими детьми в играх. Они одиноки или объединяются в группы с детьми с подобным поведением. Естественно, такие группы характеризуются по­вышенной конфликтностью.

Таким образом, с помощью беседы с воспитателями предварительно была выделена подгруппа агрессивных детей и выяснено, что агрессивный ребенок имеет ряд трудностей в общении со сверстниками, выражающихся в конфликтности: неумении наладить взаимоотношения с товарищами, в следствие чего агрессивный ребенок часто бывает отвергнут другими детьми.

По результатам беседы с воспитателями были намечены ориентиры для создания коррекционной программы. Оптимизация эмоциональных отношений агрессивного ребенка со сверстниками должна стать одной из линий коррекционной работы.

В ходе исследования были выделены формы проявления агрессив­ности в поведении детей с помощью специально разработанного опросни­ка для воспитателей. Результаты показали, что открытое выражение агрес­сии (физическая и вербальная) является наиболее характерной формой проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

Таблица 1.

Степень выраженности разных видов агрессии по результатам опросника для воспитателей (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)

категория ответа

Количество детей

всего

девочки

%

мальчики

%

чел.

%

физическая агрессия

7

17,0

12

17,4

19

17,4

вербальная агрессия

10

24,3

10

14,5

20

18,2

косвенная агрессия

9

22

13

18,8

22

20

раздражительность

4

9,8

12

17,4

16

14,6

негативизм

10

24,3

13

18,8

23

20,9

Преобладание открытого выражения агрессии в поведении дошко­льников показало и наблюдение за ребенком в ходе соревновательной иг­ры.

                                                                   Таблица 2.           

Результаты наблюдения за детьми в ходе игры (выборка детей: 41 девочка, 69 мальчиков)

категория ответа

количество детей

девочки

%

мальчики

%

физическая агрессия

18

44,0

46

66,6

вербальная агрессия

10

24,4

29

42,0

косвенная агрессия

18

44,0

29

42,0

негативизм

9

22,0

10

14,5

С помощью специально созданной схемы наблюдения за поведени­ем ребенка в ходе соревновательной игры было проанализировано поведе­ние каждого ребенка в ситуации проигрыша, моделирующей ситуацию фрустрации.

Было отмечено, что в ходе игры по мере приближения ее к концу большинство детей слабо контролируют свое поведение: возрастает число агрессивных реакций, направленных на других детей (они чаще толкаются, активнее борются за победу, при этом нарушая правила, причиняя ущерб окружающим сверстникам).

Как известно, в отечественной психологии детская агрессивность изучается в основном в связи с разрешением конфликтов, поскольку эта форма поведения считается проявлением у нормального ребенка какого-то неблагополучия в его социальной жизни (педагогическая запущенность, затрудненные контакты со сверстниками и взрослым и т.д.). Ситуация со­ревновательной игры моделирует повседневные конфликты, о чем свиде­тельствует факт соответствия результатов наблюдения за ребенком в ходе игры и оценок воспитателей.

Применение методики С. Розенцвейга показало, что наибольшее ко­личество реакций носит внешненаправленный характер (открытая агрес­сия - 45,5%). Вместе с тем, наблюдается выраженность реакций необходи­мо упорствующего типа, направленных на разрешение конфликта с помо­щью других (17,3%) или выражается надежда, что "время все исправит" (13,6%). В работе делается вывод, что дошкольники еще слабо владеют самостоятельными конструктивными способами выхода из ситуации фру­страции. Наибольшее число экстрапунитивных реакций самозащитного типа подтверждают нашу гипотезу о том, что агрессивное поведение у до­школьников возникает как реакция психологической защиты в трудных ситуациях.

Методика Л. Бендер послужила полезным дополнением к другим примененным методикам диагностики агрессивности у дошкольников, по­скольку она позволяет выявлять такие характеристики ребенка, как возбу­димость, импульсивность, легкость огорчения, низкая толерантность к фрустрации и отделять эти понятия от истинно агрессивных тенденций.

Результаты работы, проведенные с родителями, свидетельствуют о том, что процесс формирования личности агрессивных детей протекал под влиянием целого ряда неблагоприятных факторов развития.

По данным, полученным от 13 родителей агрессивных детей в пяти случаях стиль родительского воспитания характеризовался полным отсут­ствием запретов и наказаний, в двух случаях - гиперопекой, сочетающейся с отсутствием требований к ребенку, в двух случаях отмечалась повышен­ная требовательность (в одном из них - жестокое обращение отца с ребен­ком). По данным опросника Эйдемиллера эти особенности воспитания обусловлены "воспитательной неуверенностью родителей" (в восьми слу­чаях), в результате чего имеет место неустойчивый тип воспитания. По ре­зультатам бесед с родителями в индивидуальных случаях можно сделать вывод, что на неблагоприятное развитие личности ребенка, в частности -на агрессивное поведение влияет нарушение функционирования самой се­мьи (смерть отца, развод), а также - неустойчивый тип воспитания, эмо­циональное отчуждение членов семьи, ориентация взрослых на внешнее благополучие, вследствие чего имеет место формальное отношение к ре­бенку: его переживаниям, проблемам и т.д. В результате чего ребенок, чувствуя себя отвергнутым, часто стремится обратить на себя внимание взрослых негативными поступками. Таким образом, агрессивное поведе­ние носит защитный характер и в общении со взрослыми. Этот стиль об­щения со взрослым агрессивный ребенок переносит и на общение со свер­стниками, о чем свидетельствуют показания воспитателей в группе детско­го сада.

Таким образом, блокирование потребностей в общении является од­ним из источников формирования агрессивности у дошкольников, что подтверждается и другими отечественными исследованиями (А.А. Рояк, 1975; и др.).

Оптимизация общения ребенка с близкими взрослыми и со сверст­никами в значимой для него деятельности ставится целью оказания психо­логической помощи агрессивным детям.

Во втором параграфе второй главы "Опыт создания и проведения коррекционно-профилактической работы с агрессивными детьми" изложе­ны принципы, цели и задачи проведенной работы, содержание программы и поэтапный план ее реализации, предложены рекомендации по подбору детей в группу и проведению занятий.

В отечественной психологической науке исследования, направлен­ные на поиск средств, помогающих ребенку преодолеть трудности во взаимоотношениях со сверстниками представлены работами таких авто­ров, как Т.А. Репина, А.А. Рояк и другие. В работах психологов подчерки­вается мысль о том, что основой формирования гуманного отношения к сверстнику выступает специально организованная совместная деятель­ность и общение детей.

В данном исследовании обосновано проведение коррекционно-профилактической работы именно в группе дошкольного учреждения (в данном случае - детского сада) для преодоления трудностей в общении у агрессивного ребенка путем развития его коммуникативных способностей. Однако следует учитывать более глубокие возможные причины агрессив­ности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника.

Таким образом, коррекционная часть программы сочетает в себе как симптоматическую (работа в группе детского сада), так и каузальную (ра­бота с родителями) формы коррекционной работы. В исследовании пред­ставлен анализ индивидуальных случаев, иллюстрирующих синтез этих форм.

Профилактическое направление программы реализуется в организа­ции занятий со всеми детьми группы детского сада. При постановке коррекционно-профилактических целей мы руководствовались пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина).

Согласно отечественным исследованиям, коррекция может быть на­правлена на:

1) оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

2) развитие видов деятельности ребенка;

3) формирование возрастно-психологических новообразований. Наша работа была направлена прежде всего на оптимизацию соци­альной ситуации развития ребенка, а именно:

1) оптимизацию общения ребенка с близким взрослым и значимы­ми сверстниками;

2) формирование положительного отношения ребенка к роли уче­ника.

Старший дошкольник готовится сменить свою социальную пози­цию. Принятие новой роли - роли ученика может привести к возникнове­нию новых трудностей у ребенка, связанных с адаптацией к новым услови­ям. Особенно это характерно для конфликтного, в частности, - агрессивно­го ребенка. Вот почему в целях профилактики мы внесли в программу цикл занятий со школьным контекстом.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошко­льном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также – внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение (Лисина М.И., 1986), мы применили следующий комплекс методов кор­рекции агрессивного поведения: игротерапию (рисуночную терапию, музыкотерапию, драматизацию сказки), арттерапию, методы речевого воз­действия, метод статусной психотерапии и т.д.

В исследовании дано содержательное описание работы, проведен­ной с педагогами и родителями агрессивных детей, центральной задачей которой являлось обеспечение переноса позитивного опыта, полученного ребенком на занятиях, в его реальные жизненные ситуации.

Следуя решению поставленных в программе коррекции и профилак­тики агрессивного поведения задач, эффективность предложенной нами программы проверялась следующим образом.

Для изучения успешности решения задач коррекции были выделены контрольная (15 человек) и экспериментальная (13 человек) группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Де­ти из экспериментальной группы прошли весь курс занятий предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программы. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных заня­тий по причине отсутствия их в детском саду на момент начала работы.

Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах нормы). Это было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа выполняет задачи профилактики агрес­сивного поведения. Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.

Критерием эффективности проведенной работы в решении задач коррекции агрессивного поведения мы считаем снижение агрессивности у детей хотя бы до уровня агрессивности у детей из промежуточной группы.

После прохождения курса коррекционно-профилактических занятий дети были обследованы по методике рисуночной фрустрации С. Розенцвейга и с помощью наблюдения за их поведением в экспериментальной си­туации соревновательной игры.

Спустя промежуток времени (до 6 месяцев) для оценки устойчиво­сти эффекта программы было проведено повторное наблюдение за поведе­нием детей в ходе экспериментальной игровой ситуации. Мы предположи­ли, что в ситуации реальной фрустрации (проигрыша) агрессивные тен­денции обязательно проявятся, если они есть в поведенческом опыте ре­бенка.

В целом результаты после коррекционного воздействия в экспери­ментальной группе показали снижение показателей агрессивности по ме­тодике С. Розенцвейга у 11 человек (73,3 %).

Устойчивость эффекта коррекционного воздействия подтверждают показатели наблюдения: через 4-6 месяцев сниженное количество агрес­сивных проявления в игре (от 0 до 4-х по группе) не повышается, а у неко­торых детей даже понижается дальше (от 0 до 3-х по группе).

При повторном тестировании по методике С. Розенцвейга в кон­трольной группе существенных изменений в показателях агрессивности обнаружено не было.

Анализируя полученные результаты из наблюдения за детьми в ходе соревновательной игры, надо отметить, что количество агрессивных про­явлений в целом по группе осталось на первоначальном уровне (3 - 6), причем через несколько месяцев у шести детей из девяти наблюдается тен­денция к увеличению агрессивных реакций.

Анализ результатов в дополнительной группе показал, что у 12 де­тей из 18 (66,7%) проведенная работа дала положительный профилактиче­ский эффект.

Результаты проведенной коррекционно-профилактической работы представлены на рисунке 1.

                                                    РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ВХОДЕ ИГРЫ                               РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ С РОЗЕНЦВЕЙГА

                                                                                                                                                                                                       — *- -ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯГРУППА

Рис. 1. Динамика агрессивности у дошкольников в ходе применения

коррекционной программы

Полученные в ходе коррекционно-профилактической работы ре­зультаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Результаты диагностики, проведенной после коррекционной ра­боты в ЭГ и КГ. не вызывают сомнения в эффективности предложенной нами программы помощи агрессивным детям в преодолении испытывае­мых ими трудностей в общении.

2. Результаты, полученные в дополнительной группе с детьми, у ко­торых агрессивные проявления не так сильны, как в ЭГ и КГ, в целом по­казали и высокий профилактический эффект предложенной нами про­грамме.

3. Наша гипотеза о роли оптимизации общения ребенка со сверст­никами для преодоления агрессивности в поведении подтвердилась.

4. Предложенная нами программа коррекции и профилактики агрес­сивности среди дошкольников вполне может быть использована в системе детских дошкольных учреждений.

В заключении подводятся итоги исследования, отмечается, что по­лученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и приводятся ос­новные выводы.

1. Важность разработки диагностических и коррекционных про­грамм применительно к агрессивному поведению детей обусловлена не­достатком и содержательной неоднозначностью имеющихся средств диаг­ностики агрессивности именно в дошкольном возрасте.

2. Решение задачи диагностики агрессивности в дошкольном воз­расте может быть успешным при дополнении тестовых средств диагности­ки изучением социальной ситуации развития ребенка, анализом его пове­дения в значимой для него деятельности.

3. Проведенный теоретический анализ показал, что на формирова­ние и развитие агрессивности у ребенка может оказывать целый ряд небла­гоприятных факторов как биологического, так и социального происхождения. Психологическими корнями проявления агрессивности в поведении ребенка могут быть особенности его темперамента, проявляющиеся во вспыльчивости, раздражительности, неумении сдерживать себя. Однако одна из главных причин агрессивного поведения дошкольника кроется в неблагополучных отношениях ребенка с окружающим его миром: родите­лями, педагогами, детским коллективом. Проявление агрессивности в по­ведении дошкольника, таким образом, является следствием:

1) неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками;

2) низким социальным статусом ребенка в группе;

3) неуспехом в совместной со сверстниками деятельности, в обу­словленный как трудностями операционного характера (например, нераз­витость игровых умений и навыков), так и изменением мотивационной стороны деятельности (например, преобладание эгоистическим мотивов общения);

4) неудовлетвореностью потребности в признании.

Дефекты семейного воспитания, обусловленные как психологиче­скими особенностями самих родителей, так и нарушением взаимоотноше­ний между членами семьи, являются одной из главных причин возникно­вения агрессивного поведения у дошкольника.

4. Проведенное эмпирическое исследование показало открытый ха­рактер агрессивного поведения у дошкольников, возникающего как реак­ция психологической защиты в трудных ситуациях. У некоторых детей аг­рессивное поведение имеет импульсивный характер, сопровождается вспышками возбуждения, что может быть обусловлено биологическими предпосылками. Однако практически у всех агрессивных детей имеет ме­сто неблагоприятная социальная ситуация развития: нарушение детско-родительских отношений (завышенная требовательность; жестокость в об­ращении с ребенком; противоречивое воспитание, обусловленное воспита­тельской неуверенностью родителей или противоречивыми отношениями между взрослыми членами семьи), взаимоотношений со сверстниками, психотравмы.

5. Проведенная коррекционная работа с агрессивными детьми по­зволила уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении, а также - сформировать у многих детей умение конструктивно выходить из кон­фликтных ситуаций собственными силами.

6. Практическая организация общения со сверстниками, по предло­женной нами программе (воспитание сопереживания, миролюбия во взаи­моотношениях между детьми и.т.д.) способствует снижению агрессивно­сти в поведении, а также - дает профилактический эффект в плане разви­тия агрессивности в детском возрасте.

7. Эффективность проведенной коррекционно-профилактической работы обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное ис­пользование методов коррекции, перенос сформированных положитель­ных установок в общении со сверстниками в ходе занятий на повседнев­ную жизнь дошкольников. Этому способствовало привлечение близкого окружения ребенка (семьи) и педагогов группы детского сада к работе по реализации предложенной коррекционной программы.

В списке литературы содержатся источники, использованные для проведения исследования.

В приложении представлены экспериментальные данные в виде таблиц и иллюстраций, разработанный диагностический материал, позво­ляющие полнее раскрыть результаты проведенного исследования.

Основное содержание диссертации отражено в следующих пуб­ликациях автора:

1. Бурменская Г.В., Истратова О.Н. Диагностика агрессивных тенденций у детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета. Се­рия 14 "Психология". М. 1997. N 3. С. 91.

2.  Истратова О.Н. Анализ эмоциональной сферы личности дошкольника и возможных; причин его агрессивности // Материалы всероссийского на­учного симпозиума "Психология и педагогика в системе высшего про­фессионального образования". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. 186 с. С. 111 - 115.

3. Истратова О.Н. Исследование диагностических возможностей методи­ки рисуночной фрустрации С. Розенцвейга при выявлении агрессивных тенденций у дошкольников // Научный сборник "Развитие личности в образовательной среде". Волгоград: ВУПК, 1997.

4.  Истратова О.Н. О диагностике агрессивных тенденций у детей дошко­льного возраста // Известия ТРТУ. Тематический выпуск "Управление в социальных и экономических системах". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. N1 (7). 319с. С. 43-48.

5.  Истратова О.Н. Игра как способ изучения особенностей детского пове­дения // Материалы XVII Южно-Российских психолого-педагогических чтений по теме "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона". Пятигорск: ЮО РАО, 1998.

6.  Истратова О.Н. Разработка психокоррекционной программы для рабо­ты с агрессивными детьми // Известия ТРТУ. Специальный выпуск "Материалы XLIII научно-тех. конференции". Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

7. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Формирование навыков общения как способ предупреждения агрессивного поведения у дошкольников // Материалы 4-й Всероссийской научной конференции студентов и аспи­рантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.



Сайт для практических психологов Practic.ChildPsy.ru Подписка на журналы по психологии на PsyJournals.ru

Сайт для практических психологов

Практический психолог – www.practic.childpsy.ru

Сайт предназначен для практических психологов, работающих в системе образования Москвы и посвящен основным направлениям деятельности практического психолога.

Портал психологических изданий - PsyJournals.ru

Открыта подписка на электронные версии журналов по психологии:

Полный каталог журналов и сборников конференций по психологии (26)

Купить норковую шубу недорого

Норковые шубы. Выбирайте и сравнивайте цены

fashionfur.ru


Водяной насос

Водяные насосы: консольные, винтовые, вихревые, центробежные. Низкие цены

td-san.ru


Библиотека Диссертации Мероприятия Образование Новости
 
RSS-лентыEmail-подписка
 

© 2005–2013 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38247
© 1997–2013 Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
© 1997–2013 Факультет Психология образования
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Инновационный проект МГППУ - iop.mgppu.ru